Композиция романа Булгакова «Мастер и Маргарита»


Особенность композиции романа «Мастер и Маргарита» заключается наличие нескольких миров: Ершалаима, Москвы 30-х гг и Вечности. Однако раскрытие этих миров происходит не отдельно, они взаимосвязаны между собой. То, что происходит в мире ершалаимском, отражается в написанном Мастером романе. Можно подумать, что композиция «Мастера и Маргарита» – «роман в романе». Однако композиция всего булгаковского произведения намного сложнее.

События, происходящие в Ершалаиме, – это не только сюжетная линия романа Мастера, а реальные события прошлого, свидетелем которых был дьявол Воланд. Мир Ершалаима совмещает художественный замысел писателя и реально происходившие в прошлом события.

Мир Москвы и мир Ершалаима отличаются временем и пространством. Однако ершалаимские главы и главы московские нельзя назвать противопоставленными друг другу, они образуют единое целое. Москва и Ершалаим имеет много общего. При раскрытии этих образов М.А. Булгаков поднимает одинаковые темы и проблемы, рисует похожие картины, использует персонажей-двойников, один из которых принадлежит к миру Ершалаима, а другой – к миру Москвы (Иешуа Га-Ноцри – Мастер, Левий Матвей – Иван Бездомный, Берлиоз и другие члены МАССОЛИТа – Каифа, Иуда из Кириафа – Алоизий Могарыч, редактор, к которому обратился Мастер для публикации романа, – Понтий Понтий).

Стоит отметить, что миру Ершалаима в «Мастере и Маргарите» отведено всего лишь четыре главы: 2, 16, 25, 26. Большинство глав описывают события, происходящие в Москве, куда прибыл Воланд со своей свитой. В финале два мира соединяются воедино, сюжетные линии тесно переплетаются: Иешуа Га-Ноцри отправляет Левия Матвея к Воланду с просьбой дать Мастеру и Маргарите покой. После физической смерти Мастер и Маргарита отправляются по лунному свету вместе со свитой Воланда. Мастер отпускает Понтия Пилата, которые отправляется по лунной дороге к Иешуа Га-Ноцри. Таким образом, некоторые представители мира Ершалаима и некоторые представители мира Москвы соединяются в новом, третьем мире – мире Вечности, ярким представителем которого является Воланд, который был свидетелем и событий в Ершалаиме, и событий в Москве.


Всего в романе насчитывается 32 главы и эпилог, в котором говорится о том, что происходило в Москве после того, как Воланд и его свита покинули Москву.

Есть в произведении и эпиграф: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эта фраза, взятая из романа Гете «Фауст», передает сюжет всего произведения и его основную мысль.

Отличительной чертой также является то, что ершалаимские главы связаны с московскими главами своеобразными «скрепами». Фразой, завершающей московскую главу, начинается ершалаимская глава, и наоборот.

Таким образом, в булгаковском романе наблюдается три мира: Ершалаима, Москвы, Вечности. Эти миры раскрываются одновременно друг с другом, потому как они взаимосвязаны между собой с помощью различных художественных приемов.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Левия Матвея в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Сравнение двух миров в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Мир Москвы 30-х гг. 20 в. в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Мир Ершалаима в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»