Как можно помочь Петьке? (по рассказу Андреева «Петька на даче»)


В рассказе Леонида Андреева «Петька на даче» чувствуется искренняя боль автора за человека. Тема произведения - детство без детства. Речь идет о детях из бедных семей, которые вынуждены с ранних лет работать, чтобы помочь родителям.

Основой для сюжета послужили настоящие детские воспоминания известного в то время парикмахера Ивана Андреева. Этот человек смог стать успешным, но для этого долго и усердно трудился с раннего возраста. Приехав из деревни в Москву, он стал учеником цирюльника и попрощался с детством, так как начал трудиться наравне с взрослыми.

Главный герой рассказа – худенький мальчик Петя, которому всего 10 лет. Но он уже несколько лет числится в учениках парикмахера Осипа Абрамовича. Нельзя сказать, что он выполняет непосильно тяжелую работу, скорее рутинную. Мастер требует от мальчика безошибочных действий, не прощает оплошностей.

В рассказе часто звучат грозные выкрики: «Мальчик, воды!» И Петька приносит нагретую воду клиентам. Бывает так, что он не сразу услышит требование или немного разольет воду. Так случается, потому что Петька часто погружен в свои думы, постоянно хочет спать. И это не удивительно, ведь для ребенка такая однообразная жизнь не выносима.


Маленький герой живет в большом равнодушном городе. Парикмахерская описана, как грязное вульгарное заведение для нетребовательной публики. Чего только стоит картина, на которой изображены две голых женщины. А ведь здесь работают не только взрослые, но и дети. С раннего возраста они начинают воспринимать мир, как что-то пошлое и грязное. У детей, как и остальных горожан, формируется искаженное восприятие действительности. На это намекает яркая художественная деталь – зеркала, одно из которых дало трещину, а другое искажало отображение в себе.

У главного героя есть приятель – Николка. Он старше всего на три года, но уже ведет себя как большой: курит, пробует водку, бранится и рассказывает пошлые истории о женщинах. Подросток уже почти слился с общей вульгарной массой их общества. Петька думает, что скоро он тоже станет таким же. Но пока что ему очень хотелось в другое место.

Автор намекает, что у главного героя еще есть небольшой шанс изменить свою жизнь. Как же можно помочь Петьке?

Во-первых, о нем должна позаботиться его мать. Неспроста ведь ее имя – Надежда. Может быть, автор, таким образом, намекает, что родители – это главная надежда для детей. И она действительно дарит небольшой миг счастья своему ребенку, когда увозит его на дачу на несколько дней.

Во-вторых, окружающие люди не должны оставаться равнодушными к судьбе даже чужих детей. Даже небольшая помощь лучше, чем большая жалость или сочувствие. Так, например, барин в рассказе жалеет мальчика, но никак не помогает. И поэтому в жизни героя все остается, как и прежде - безрадостно.

В-третьих, забота государства о детях. Сколько бы ни помогали отдельные люди, все это не решит проблему. Нужна государственная программа по защите детей.

Автор хочет, чтобы таким детям, как Петька, протянули руку помощи.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительный анализ мира парикмахерской и мира дачи (по рассказу Андреева «Петька на даче»)
  • Рассказ Николке о даче от лица Петьки (по рассказу Андреева «Петька на даче»)
  • Почему автор назвал Петьку жертвой большого города? (по рассказу Андреева «Петька на даче»)
  • Роль зеркал в рассказе Андреева «Петька на даче»