Сравнительный анализ мира парикмахерской и мира дачи (по рассказу Андреева «Петька на даче»)


Детские воспоминания знаменитого парикмахера Ивана Андреева послужили основой для написания рассказа «
Петька на даче». Автором стал однофамилец парикмахера, талантливый писатель Леонид Андреев.

Иван Андреев добился успеха в зрелые годы, но для достижения цели пожертвовал беззаботным детством. Еще мальчишкой он пошел в ученики к цирюльнику и стал трудиться наравне со взрослыми. Его история не была уникальной, ведь в то время дети из бедных семей часто начинали работать рано, чтобы помочь родителям. Но по силам ли ребенку работать без выходных и праздников? Писатель считал не справедливым забирать у детей их беззаботную пору. Тем более, дети не должны входить в жестокий мир взрослых, ведь их психика еще очень ранима.

Главный герой рассказа Петька в свои малые 10 лет уже работает учеником парикмахера. Ни работа, ни обстановка, ни окружение не соответствуют восприятию маленького ребенка. Поэтому у него есть мечта – найти другое место.

В рассказе присутствуют два мира: мир города и дачи. Вначале автор описывает мир города на примере парикмахерской и пейзажа за окном.

Парикмахерская была жутким заведением, грязным и вульгарным. Хозяин представлял собой типичного капиталиста, который заботиться только о собственной выгоде, а не комфорте клиентов. Хотя публика, приходившая сюда, была отнюдь не требовательной. В помещении летали мухи и облепляли все стены и непристойные картины. Антисанитария царила везде: грязные руки работников, грязные простынки. От этого грязными становились и мысли большинства людей.

Символом перевернутого восприятия мира являются зеркала, одно из которых было треснутым, а другое сильно искажало отображение. Горожане, которых видел Петька, давно потеряли правильный ориентир в жизни.


За окном был непривлекательный пейзаж: посеревшая от пыли трава. А люди не стыдились громко ругаться и даже устраивали драки. Пьянство и насилие – вот что видел Петька за окном в своем городе. Как же в таком месте стать счастливым? И хоть ребенок и не видел ничего другого, но инстинктивно понимал, что где-то должно быть лучшее место. И он был прав, таким местом оказалась дача.

Однажды Надежда взяла сына с собой на дачу к богатому барину. Мальчик не видел раньше никаких дач, но очень радовался возможности уехать из пыльного города.

Мир дачи удивил героя своей чистотой и тишиной. Прекрасная природа, голубое небо, белые облака, манящая к себе речка – все это так понравилось Петьке, что он быстро забыл о городе.

У героя разгладились на лице морщинки, в глазах появился огонек – он был счастлив! Петька каждый день старался как можно быстрее покушать, потому что у него было много дел: искупаться в реке, поиграть с приятелем Митей, порыбачить на берегу реки.

Сравнив два мира, можно смело утверждать, что мир дачи подходит для ребенка намного больше, чем мир города.

Мир города в рассказе равнодушен к детям, ведь там зарабатывают деньги, а потом пропивают их и прогуливают. А мир дачи – то лучшее место, тихое и беззаботное, безопасное для ребенка.

В конце побеждает мир города, куда возвращается Петька. Город снова поглотил его, как маленькую жертву.

Писатель показывает, что проблема детей, лишенных детства, появляется из-за равнодушия общества и государства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Рассказ Николке о даче от лица Петьки (по рассказу Андреева «Петька на даче»)
  • Почему автор назвал Петьку жертвой большого города? (по рассказу Андреева «Петька на даче»)
  • Как можно помочь Петьке? (по рассказу Андреева «Петька на даче»)
  • Роль зеркал в рассказе Андреева «Петька на даче»