Почему автор назвал Петьку жертвой большого города? (по рассказу Андреева «Петька на даче»)
Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» может ввести в заблуждение своим беззаботным названием, однако это очень печальная история о детях, лишенных радостей детства, это душераздирающий крик о помощи и смирение с безысходностью. Произведение впечатляет еще и потому, что оно основано на реальных детских воспоминаниях популярного в то время парикмахера Ивана Андреева.
Главный герой – мальчик 10 лет, отданный матерью в ученики к парикмахеру. Ребенок все время проводит в душной парикмахерской, которая является примером капиталистического города.
Почему автор назвал Петьку жертвой большого города? Чтобы это понять, представим мир города в рассказе. Его образ создан на двух примерах: парикмахерская и пейзаж за окном.
Помещение, где работал Петька, было пропитано запахом недорогих духов. На стенах и вульгарных картинах сидели мухи. Вокруг все покрылось грязью. Грязными были простынки и даже руки работников. Здесь не думали о комфорте клиентов, брили их туповатой бритвой. Да и сами посетители не заботились об условиях, они были весьма непритязательной публикой: пьяницы, вульгарно красивые подозрительные юноши.
Яркой деталью являются зеркала: одно с трещиной, второе искривляло отображение. Таким же искаженным было восприятие жизни у горожан.
Пейзаж города тоже мрачный: трава и деревья посерели от пыли; солнце грело безжалостно. В окрестностях стояли публичные дома, которые олицетворяли беспорядочный грязный образ жизни местных жителей. Было сложно увидеть приятные лица, большинство носило отпечаток жестокости или равнодушия. Одежда людей, в основном грязная и странная, дополняла городской колорит. Здесь не проходили культурные мероприятия. Единственным развлечением становились драки и пьяные гуляния. Отовсюду слышались неприятные хриплые голоса, ругань и плач.
Автор описывает Петьку как худую сгорбившуюся фигурку. Голова героя была в болезненных струпьях, глаза - постоянно сонные, руки – всегда грязные. А на детском лице мальчика уж прорезались тонкие морщинки, которые делали его похожим на состарившегося карлика. Ранние морщинки – яркий символ того, что у ребенка отняли детство. Жизнь в городе, в мрачной парикмахерской, превратила героя в маленького старичка, дни которого проходили одинаково безрадостно.
Город еще не изменил и не извратил Петьку, но уже истощил его и приучил к мысли о безысходности положения. Показательно, что приятеля героя, Николку, который старше всего на три года, город уже испортил. Мальчик курил, пил водку и ругался наравне со взрослыми. Петька смотрел на друга и думал, что совсем скоро он станет таким же. Но пока что герой еще мечтал найти лучшее место.
В рассказе кольцевая композиция: город – дача – город. Пете предоставляется возможность провести время на даче. И он попадает как будто в совершенно другой мир – тихий и гармоничный. Здесь все было прекрасным: и природа, и люди. Но миг счастья продлился не долго. Петька снова вернулся в большой город, который поглотил его, как маленькую жертву. В этой фразе важен контраст: большой – маленький. Город большой и мрачный сделал своей жертвой маленького ребенка.
Сможет ли он вырваться из лап «города-хищника» остается не известным. Автор оставляет это решить читателям.