Какую роль в повести Воробьева «Убиты под Москвой» играют описания природы?


Константин Воробьев - автор знаменитой повести «Убиты под Москвой», советский писатель. Имея опыт службы в партизанском отряде, автор правдиво и безжалостно раскрыл всю действительность войны. В изображении этого страшного события в истории нашей страны, сражении под Москвой, унесшему жизни 240 молодых курсантов, писателю помогает природа. Яркие картины окружающего пейзажа будто помогают описать происходящее в те ноябрьские дни 1941 года.

В самом начале повести автор дает безрадостную картинку - над полем стоит сизая мгла от сгоревших населенных пунктов. Воробьев замечает, что складывается такое впечатление, будто здесь сроду не было восходов. Пахучее сумеречное лихо наплыло и стоит, не уходит. Земля, к которой периодически припадали курсанты, спасаясь от воздушной атаки, была раздета ноябрем. Рота продвигалась в сторону фронта. И вот пошел снег, такой легкий и голубой. У солдат сразу поднялось настроение и стало легче идти. Этот сухой снег почему-то напомнил запах перезрелых антоновских яблок.

Рота, наконец, достигла фронта, курсанты даже успели вырыть окоп. Первый снег так и не растаял. Утром он превратился в тонкий и гладкий пласт. Морозное утро же Воробьев сравнивает со стеклом, так все зыбко и хрупко было вокруг. Взводный Алексей Ястребов шел к ротному и чеканил шаг на чистом снеге. Он чувствовал радостное оживление. В природе произошли изменения, значит, и их ждала какая-то перемена, нового и неизведанного ждали молодые бойцы.

А потом взошло яркое солнце и осветило все вокруг, прибавив еще радости и оживления. На улице теперь нужно было жмуриться. Снег блестел слепяще и огнисто, он переливался радужными красками. Но таким ярким был не только снег, а еще и пропеллеры самолетов, которые то и дело кружили над расположением наших ребят. И на все легли сумеречные рваные тени от этих юркесов.


По мере повествования меняются ощущения героев, радостное ожидание сменяется мучительным томлением, тревогой. Под стать этим чувствам и природа. К примеру, луна. От ее мутно-бутылочного света становится еще тягостнее. И погода портится - теперь с неба сыплется дробная льдистая крупа.

Описанию леса, в котором кремлевские курсанты сложили свои головы, Воробьев также уделяет пристальное внимание. В белесовато-мутной мгле издалека он виделся лишь темной кромкой. Но запах уже был слышен - крутой и явный. Так пахла древесная кора. Сам лес напоминал собор, такой же таинственный и тихий. Курсанты разрушили это ощущение заброшенности. Своим появлением они внесли и новые запахи - бензина.

Этот лес должен был стать их спасением, в нем они хотели переждать ночь. Именно она могла их укрыть. Но нет: день наступал, остановить его было ни в силах капитана Рюмина. Чем дальше, тем лес становился прозрачнее и мельче. И десятки самолетов чертили над ним черные круги.

Природа стонала и гибла вместе с человеком. И эти моменты повести удалось показать автору наиболее отчетливо. Погиб искореженный лес, погибли кремлевские курсанты.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема Великой Отечественной войны в повести Воробьева «Убиты под Москвой»
  • Роль эпиграфа в повести Воробьева «Убиты под Москвой»
  • Взаимосвязь эпического и лирического сюжета в повести Воробьева «Убиты под Москвой»
  • В чем состоит смысл гибели роты кремлевских курсантов в повести Воробьева «Убиты под Москвой»?