Взаимосвязь эпического и лирического сюжета в повести Воробьева «Убиты под Москвой»


Константин Воробьев - советский писатель, рассказывающий о Великой Отечественной войне. Его автобиографические повести отмечены психологической точностью. В них - беспощадное и правдивое изображение войны, нет замалчивания и прикрас.

Главный герой повести «Убиты под Москвой» - молодой лейтенант Алексей Ястребов. Именно его глазами мы видим те самые бои под Москвой. Взводный Ястребов - едва ли не единственный боец из огромной роты молодых курсантов, который сумел выстоять под натиском воздушной атаки.

Его поведение - отражение состояния всех солдат тех первых годов Великой Отечественной войны, которое соединяло в себе противоречивые чувства: с одной стороны, смятение и растерянность, с другой же, мужество и отвагу. Да, ощущалась неразбериха, не было четкости в действиях, но люди шли на защиту своей родины, забывая обо всем.

Капитан Рюмин берет на себя ответственность за 240 молодых бойцов, кремлевских курсантов, но он не видит во враге серьезности. Солдат старой закалки, он считает, что никто не сможет одержать победу над легендарной Красной армией. И такое мнение заводит его в определенный тупик. Рюмин не супергерой, каковым себя мнит, он простой обычный человек, пусть и с большим опытом. Возможно, именно это и сыграло с Рюминым злую шутку. Капитан воспринял приказ об отступлении как выражение трусости. На самом же деле это был верный тактический ход. Только вот Рюмин решил иначе.


Такое несерьезное отношение к реальной угрозе всегда приводит к потерям. Не исключение и ситуация под Москвой в ноябре 1941 года. Во время воздушного обстрела Рюмин даже не ложится. Таким поведением он вызывает восхищение и любовь курсантов. Отважный, смелый и решительный он идет вперед, но рота гибнет. И эту страшную потерю Рюмин воспринимает как личную вину. Капитан не может жить с этим грузом и выбирает для себя безжалостное наказание - самоубийство. А ведь молодые бойцы его даже не винили, не было и тени намека, скорее наоборот. Но от этого Рюмину было еще тягостнее нести ответственность за произошедшее.

Повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой» соединяет в себе и реалистичные черты, эпичные, и глубокое осмысление событий первых дней войны, а также тонкий психологический анализ поступков действующих лиц. Трагедия понятна с самого начала, с первых строк. Эти молодые ребята, курсанты, еще идут в направлении фронта, еще где-то там, далеко, война, а над ними уже нависло страшное слово: «Убиты».

Война в изображении Воробьева реалистична, во всем своем ужасающем натурализме, как описание оторванной ноги, стоящей в сапоге. Автор складывает ее из нелепых кадров и страшных картин. Есть, конечно, и место героизму, но настоящему, неосмысленному, а не прорисованному.

Ястребов, вероятнее всего, выйдет живым, дойдет до своих, но он уже никогда не сможет стать прежним. Душа молодого бойца изранена и искалечена.

Константин Воробьев написал свое произведение, когда о войне немного забыли, прошло 22 года после страшных событий. Героями его повести стали люди, которые нашли в себе силы и остались людьми, не смотря на то, в какие страшные условия попали.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема Великой Отечественной войны в повести Воробьева «Убиты под Москвой»
  • Роль эпиграфа в повести Воробьева «Убиты под Москвой»
  • Какую роль в повести Воробьева «Убиты под Москвой» играют описания природы?
  • В чем состоит смысл гибели роты кремлевских курсантов в повести Воробьева «Убиты под Москвой»?