Композиция романа Белого «Петербург»


Роман А. Белого «Петербург» интересен не только своим содержанием. Он отличается сложной композицией. Произведение кажется многослойным. Писатель умело наслаивает события, разные временные промежутки, характеристики эмоции. Сложная композиция позволила показать Петербург панорамно, провести читателя его улицами и улочками, познакомить его с разными людьми.

Произведение состоит из пролога, восьми глав и эпилога. Каждая глава разделена на части. В прологе автор размышляет над тем, «что есть Русская Империя», говорит о месте Петербурга в ней. Таким образом, А. Белый не только подготавливает читателя к восприятию событий, о которых он будет рассказывать в следующих главах, но и выражает свои взгляды.

После указания номера каждой из глав автор кратко сообщает, о чем будет рассказываться далее. Также он подает к каждой главе эпиграф. Каждая из частей имеет оригинальное название. Названия частей акцентируют внимание на событиях, чертах характера, поступках героев.

Заканчивается произведение эпилогом. А. Белый рассказывает о судьбах главных героев. В эпилоге он отдаляется от Петербурга вместе с Аблеуховыми, ведь Аполлон Аполлонович и Анна Петровна уехали в деревню, а Николай выехал за границу.

Роман состоит из нескольких сюжетных линий, что тоже является причиной сложной композиции. Тем не менее, легко выделить центральную линию - покушение на сенатора. Эта линия продолжается от начала и до конца произведения.


Не менее важными являются линии Лихутиных, Лихутиной и Николая, Анны Петровны и Аполлона Аполлоновича. Нетрудно заметить, что автор раскрывает сюжет непоследовательно, переходит от одной сюжетной линии к другой, неожиданно обрывает рассказ о ко-либо из героев, а потом, так же неожиданно, возобновляет его. Это усложняет процесс чтения, но, в то же время, помогает сохранить интригу.

А. Белый показывает процесс формирования личности, поэтому неоднократно обращается к приему ретроспекции, так же используется прием сна. Это не затягивает события, не кажется лишним, ведь объясняет поступки героев, их выбор, мысли. События основной линии охватывают всего несколько дней.

Особенность романа - активное участие рассказчика. Создаётся впечатление, что о событиях рассказывает тот, кто видел их своими глазами. Рассказчик позволяет себе давать короткую оценку событиям и героям. В романе немало лирических отступлений, которые помогают формировать философскую канву.

Важную роль в композиции романа играют несюжетные элементы: пейзажи, интерьеры, экстерьеры, портреты. Пейзажи, экстерьеры, например, помогают автору выразительно передать атмосферу Петербурга, дать возможность читателю «прогуляться» по его улицам. Портреты помогают представить героев, лучше понять их характеры.

Таким образом, композиция романа А. Белого «Петербург» сложная, оригинальная, что придает произведению особого «привкуса». Композиция позволила автору втянуть читателя в занимательную игру с текстом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания романа Белого «Петербург»
  • «Что есть русская империя наша?» (по роману Белого «Петербург»)
  • Проблематика романа Белого «Петербург»
  • Отзыв о романе Белого «Петербург»