Место повести Бунина «Деревня» в литературном процессе


Повесть Ивана Алексеевича Бунина «Деревня», опубликованная в далеком 1910 году, остается актуальной и в настоящие дни. Кроме этого, она имеет значительный вес для литературоведов, которые изучают национальный характер русского человека, русскую душу.

Внимание к повести И.А. Бунина не угасает со времен начала двадцатого столетия, так как автор на страницах своего произведения обратился к важным вопросам русского народа, его жизни и быта, к проблемам русской деревни. Действительность того времени в творении писателя показана открыто и реалистично.

Современники не остались равнодушными, прочитав описания деревни Бунина. Оценки этого произведения были противоположными. Одни были возмущены, считая, что писатель исказил изображение русской деревни и крестьян, другие же вместе с автором задумались над будущим России.

Обсуждая повесть Ивана Алексеевича критики не могли обойти стороной пророчества писателя в отношении будущего нашей страны, ведь актуальные проблемы того времени пронизывают буквально каждую строчку его творения. Уделяет внимание автор и особенностям национального характера.

Для представления своего замысла И.А. Бунин использовал особый жанр - повесть-хронику. На первом плане он изобразил мужиков, а на втором оставил тех, кто наблюдал за происходящим со стороны.

Сюжет «Деревни» также отвечает замыслу писателя. Он не содержит никакой интриги, прост и понятен. Нет в нем и обозначенной развязки. Действие движется медленно и приводит к своему логическому завершению - вымиранию устоявшего быта деревенских жителей. Каждая же из трех частей по-особенному изображает стороны той действительности, раскрывая ее новые грани.


Следует отметить, что произведение Бунина явно полемическое. Оно выводит на спор. Интересен и тот факт, что в повести Ивана Алексеевича народе рассуждают те люди, которые раньше сами были крестьянами. Они же и откровенно вопрошают: если кто-то страшнее народа, злее его? Ответ страшен, как и сам вопрос: темное, звериное начало сидит в русском народе, а он даже не пытается его победить, не желает этого делать.

Отсюда же берет основу и главная проблема, поднятая Буниным на страницах своей знаменитой повести, - кто виноват в том, что народ живет такой жизнью? Сами ли они повинны в этом или же кто-то другой? Писатель, отвечая на этот вопрос, показывает двух братьев Красовых, пути которых различны и зависят от свойств их психики. Первый из них по имени Тихон - хозяин, человек крепкий и сильный, даже в свои сорок лет. Не лишен он и хитрецы. Он активен и упорен. Мечтает умножить свое материальное состояние и уверенно идет к этой цели. Второй же брат, Кузьма, мягкий и добрый человек. В душе он лирик. Его натура тоньше, чем у Тихона. Но все же это различие двух братьев в конечном итоге стирается: в конце повести оба духовно опустошены и бессильны что-либо изменить. Даже они, те, кто смог вырваться из народа и стать чуть выше него, оказались несчастными.

Всему виной, считает писатель, сам человек, его психика, его душа. Бунин дает ей определение «пестрая». Что же оно означает? Из народа, как из дерева, можно выстрогать и дубину, и икону. Вот какой глубинный смысл вкладывает автор в данное определение.

Финал повести символичен. Мы попадаем на свадьбу, которая больше похожа на похороны. Евдокия, которая итак натерпелась за свою жизнь, выходит замуж за самого гадкого мужика в деревне, Дениску-живореза. Завершает повесть, накрывшая Дурновку пурга. Деревня исчезает под снежными сугробами.

Такой мрачный финал не случаен, он скорее предопределен. Деревня движется к пропасти, все в ней гибнет. Уклад, по которому жили наши предки, рушится. Ломаются семейные и общественные отношения. Что же уцелело? По сути, ничего. Писатель с болью в голосе говорит о том, что остановить гибель русской деревни нельзя, это никому не под силу.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что жители деревни совершенно утратили ту мораль, которая долгие годы определяла их жизнь. Теперь же они просто существуют, ни к чему не стремятся, потеряли нравственные принципы. Это не жизнь, а попросту выживание.

Иван Бунин показал в повести то, что происходило в русской деревне в то время, то, что ее наиболее всего определяло. И его не интересовали мужики сами по себе, он исследовал русский характер и душу русского человека. Эти проблемы никогда не переставали волновать литературоведов и писателей, поэтому анализируемое нами произведение до сих пор актуально, в нем можно найти ответы на многие вопросы, которые задают современники. Правильнее будет сказать, что эти вопросы заданы самой жизнью в нашей огромной стране. Следует признать, что и многие пророчества И.А. Бунина относительно судьбы русского народа оказались верными.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Бунина «Деревня»
  • Изображение деревни в повести Бунина «Деревня»
  • Размышления о России в повести Бунина «Деревня»
  • Особенности повествования и авторская позиция в повести Бунина «Деревня»