Москва 30-х годов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»


Знаменитый роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» предлагает нашему вниманию описание Москвы советской.

На всем протяжении произведения мы видим приметы нового времени: Соловки – угроза неминуемого наказания, мания вездесущего нахождения шпионов, профсоюзное членство в обязательном порядке, телефонные доносы, постоянная проверка документов и секретные наблюдения за гражданами, бесчисленные аресты, отказ от печати опасных книг, магазины для богатых покупателей, просроченные товары в буфетах.

События романа берут свое начало в Москве на Патриарших прудах, время года – весна, погода очень жаркая, нестерпимая, настоящее пекло. Вдруг в закатный час появляется сатана Воланд вместе со своей свитой. Дьявол в этом произведении присутствует на вполне реальных началах и призван для того, чтобы обнажить московскую действительность 30-х годов. Воланд искрометно перемещается над столицей, обнажая все существующие пороки. Его цель – показ негатива, который царит в обществе.

Булгаков уверен, что пороки уже скрыты в каждом человеке. Иначе почему тогда председатель Босой берет взятки? Квартирный вопрос стоит здесь на повестке дня. И волнует многих. Например, Магарыч посматривает на подвальчик Мастера и хочет его заполучить.

Воланд устраивает сеанс черной магии. На нем собираются, кажется, все жители Москвы! Сатана вводит людей в гипноз, тем самым вытаскивая наружу пороки: алчность, грубость, безделье.


В этом произведении великого сатирика Булгакова представлено московское общество 30-х годов, в котором каждый человек – обладатель одной определенной страсти. Возьмем для примера литераторов МАССОЛИТА, они стремятся не к званию писателя, а к обладанию членским билетом, выполненным в дорогой обложке.

Начатое с сатиры изображение мещанства и демократии с каждой страницей все больше переходит в гротеск. Михаил Афанасьевич, уже даже не стесняясь, заменяет персонаж неодушевленным предметом. Примером этого служит костюм Прохора Петровича, который ведет работу своего хозяина: подписывает бумаги, отвечает на телефонные звонки. Человек пуст, он здесь и не нужен, его легко заменить, причем, вещью. Посещение Волдандом Москвы обнажает внутреннее скрытое естество людей, но мало что меняет в них. После его исчезновения можно заметить перемены, но все они мнимые. Внутренне же все остается на своих местах. Люди и не понимают необходимости что-то делать, их итак все устраивает.

Участь человека, считает автор, - непрекращающийся поиск истины. Но ее нельзя найти без веры. Безбожие и преобладание материальных ценностей приводят к тому, что человек не знает, как ему существовать дальше, нищает внутренне.

Мастер своим романом о целителе и проповеднике Иешуа показывает нам, что человек свободен в выборе пути добра или зла, никакая политическая обстановка, государственный строй, катастрофы не могут на него повлиять. Также как и ничто не может снять ответственности за сделанный выбор.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Символика лунного света в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Тема свободы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Гоголевские традиции в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Реальное и сверхъестественное в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»