Реальное и сверхъестественное в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»


В настоящее время во всем мире, в том числе и в России, с новой силой вспыхнула страсть к литературному жанру «фэнтези». Экранизации Гарри Потера, «Властелин колец» во всех частях заполонили телевидение и кинотеатры. Почему же люди так увлечены всем фантастическим? Думается, ответ прост: они хотят, чтобы в жизни, как и в тех книгах или фильмах, побеждало добро.

Но подобные произведения появились не вдруг. Литературное наследие богато ими. Не стоит сбрасывать со счетов известный и всеми любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Необычное здесь настолько органично входит в привычную бытовую жизнь, что уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим обитание Воланда и его свиты в Москве. Этот город будто уходит в дымку, а в реальности вырисовывается Ершалаим.

В романе Булгакова много разных событий, в том числе, конечно, волшебных и однозначно фантастичных. Только вот жители столицы не готовы вот так просто верить во всю эту мистику. Им проще объяснить все чудеса, найти для них основу: например, галлюцинации в результате сильного пьянства.

Но если внимательно присмотреться, сами по себе чудеса не несут зла. Возьмем, к примеру, эпизод с фальшивыми деньгами. Коровьев их наколдовал. Но он не заставлял людей набивать карманы купюрами ,а потом бежать побыстрее их растратить.


Нечистая сила в романе Булгакова не совершает зла, она хитрее, просто толкает людей, провоцирует их на совершение этих неприятных и не красящих их поступков. Зло очень избирательно, оно знает, как вести себя с теми или иными людьми: с одними обходится жестоко, других ласково уговаривает, ну а третьих вообще обходит стороной.

Как ж люди на страницах романа реагируют на эту фантастику и волшебные события? Могут испугаться, но только сначала. Потом же приступают к действиям. По наличию разной реакции можно разделить всех на две группы: одни пытаются списать происходящие странные события на галлюцинации, а потом попросту все забыть, как можно скорее. Никакого урока эти герои для себя не получили. Они только приобрели огромный страх новой встречи с нечистью. Каких персонажей романа причислить к таким людям? К ним относятся Берлиоз, Римский, профессор Кузьмин.

А что же за второй тип? Здесь мы видим таких персонажей: Иванушку и Николая Ивановича. Оба испытывают страдания со стороны Воланда. Иванушка даже попадает в дом для душевнобольных. Но это не страшно, это всего лишь расплата за то, что ты становишься лучше, обретаешь душу, стремишься к целям и идеалам.

Правда, в романе есть еще и третий тип – герои, которые совершенно не испытывают страха перед Воландом, а даже приходят от его действий в восторг. Это два главных персонажа – Мастер и Маргарита. Вторая никак не реагирует на Воланда, ее совершенно ничего не удивляет. Чего не скажешь о Мастере, который встречается с героем своего произведения. Это плод его воображения, и вот он перед ним. Что же может быть фантастичнее? Мастер уважителен и почтителен со всеми из окружения Воланда и, конечно же, с ним сами. Может быть, за это он и дарует ему покой и позволяет закончить свое творение?!




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Символика лунного света в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Тема свободы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Гоголевские традиции в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Москва 30-х годов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»