Москва в восприятии героев романа Шмелева «Лето Господне»


Иван Шмелев, находясь в эмиграции, испытывал жгучую тоску по родине, поэтому многие свои произведения он посвящал России, русским людям, тем устоям, обычаям и праздникам, которые были ему дороги. Особое место в его творчестве занимает образ Москвы.

Детство писателя прошло в Замоскворечье, центральном районе столицы. Именно эти годы легли в основу его романа «Лето Господне». Город, архитектура, улицы, законы, традиции прошлого столетия показаны глазами шестилетнего Вани. Это произведение автобиографическое, потому что воспоминания взрослого Шмелева — это воспоминания его, сына строительного подрядчика Сергея Ивановича.

Мир Москвы представлен самым разным народом. Это банщики, торговцы, купцы, плотники, пекари, священники и нищие. Многие из них реальные люди, которые жили в конце 19 века, некоторые словно придуманы ребенком. Они похожи на сказочных героев. Например, молоденький пастушок из главы «Поздняя пасха» играет на дудочке. Неожиданно простой музыкальный инструмент превращается в удивительную волшебную флейту. Игра пастуха виртуозна. Дудочка то играет плясовую, то замирает в нежнейшей мелодии.

Но ярче всего образы проявляются во время гуляний и праздников. Черты русского народа проявляются отчетливо и правдиво. На пасху все одеты в нарядные одежды. Волосы помазаны маслом. На Рождество все в предвкушении разговения покупают тушки свиней, гусей.

Колокольный звон, крепкий мороз на рынке, ледокол на Москве-реке, улицы и мосты заполняют всё пространство романа. Ваня восторгается, насколько велика и богата Москва. Перед его взором и глазами читателя открывается православный город. Улицы носят названия, относящиеся к святым, а количество храмов и соборов так велико, что Горкин не успевает кланяться каждому из них — Девичий монастырь, Данилов, Донской.


Крестный ход собирает огромное количество людей. Все нарядные, с хоругвями шествуют по улицам первопрестольной. И над всем этим стоит звон благовеста.

Москва у Шмелева насыщена красками. В основном она переливается в золотом цвете. Золотятся купола, листочки. Это могущество и величие города. Изображая столиу, автор наделяет ее живыми свойствами. Она дышит, стонет, радуется, с ней можно поздороваться.

Весной город наполняется запахом вербы, осенью душистым ароматом яблок, зимой морозной свежестью и праздничным настроением горожан.

А над дивной рекой возвышается Кремль. Для Ванечки это место особенное. Туда можно попасть только в великий праздник. Ребенок с изумлением слушает Горкина, который гордится тем, что когда-то работал в Кремле. Это строение живет своей жизнью и празднует пасху вместе со всем миром.

Всё это вызывает в Иване гордость, ведь Москва для него не просто стены, а святыня. В результате границы между прошлым и настоящим стираются, и в памяти остаются деревянные домики, великолепные храмы, мощеные мостовые — микромир отдельно взятого человека. Этот человек Иван Шмелев, который сумел сохранить в душе любовь к родным местам.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отношение людей к природе в романе Шмелева «Лето Господне»
  • Отношение людей к повседневному труду в романе Шмелева «Лето Господне»
  • Отношения между людьми в романе Шмелева «Лето Господне»
  • Отзыв о романе Шмелева «Лето Господне»