Отношение людей к повседневному труду в романе Шмелева «Лето Господне»


Одной из главных тем в романе Ивана Шмелева «Лето Господне» является тема труда. Повседневная жизнь, быт людей были насыщены трудовыми заботами, перемежающимися христианскими праздниками. Об этом нам рассказывает шестилетний Ваня, главный герой повести.

Внутренний мир мальчика формируется под влиянием двух факторов — календарных праздников и семейных традиций, уклада жизни. В доме чтут старшее поколение и поклоняются труду. В заботах проходит жизнь всех, кто живет в доме: родители Ванечки, прислуга, наемные рабочие. Но самым ярким примером является Сергей Иванович, хозяин, отец Вани. Он строительный подрядчик, который нанимает людей для работы. К этому делу он подходит очень ответственно. Важно, чтобы работники были умелыми, не злоупотребляли спиртным и отличались честностью.

Сам Сергей Иванович постоянно в работе, он не просто хозяин, а такой же работник, как и другие. Ему важно, чтобы люди любили труд и старались сделать все необходимое. Он переживает из-за любой возникшей проблемы. Например, боится, что на реке сорвет барки. Когда это случается, он вместе с людьми бросается спасать лодки. Авторитет хозяин завоевывает своим поведением, трудолюбием и справедливостью. Именно поэтому папенька становится нравственным примером для сына.


Еще один человек, который любит трудиться, и даже в старости не сидит сложа руки, Михаил Горкин. Это старый плотник, занимающийся воспитанием Вани. Также в его обязанности входит присмотр за дворовыми людьми. Всю жизнь этот человек был умелым мастером, теперь же старается делать то, что может. Его образ сливается со святым Николаем Угодником, Горкин похож на него внешне и внутренне. В его речах много мудрости, он знает многие тайны православия и учит им маленького Ваню. Кроме того, старец говорит мальчику о том, чтобы тот присматривался к тому, какие отношения складываются у отца с работниками, кто из людей хорошо трудится, кто из них настоящий умелец.

Сергей Иванович оценивает людей не по социальному положению, а по делам. Например, он прощает Дениску, который считается отличным рыболовом. Солдат имеет слабость — любит выпить, но все же его ценят за ловкость и готовность прийти на помощь. Василь Василич тоже часто получает «нагоняй» от хозяина за пьянство, но приказчик никогда не возьмет чужой копейки. Случай с катаньем на горках подтверждает это. Пьяный приказчик чуть не раздавил людей санями и потерял мешок с хозяйскими деньгами. Когда мешок находится, оказывается, что денег в нем больше, чем было первоначально. Все монеты, которые кидали на празднике, Василий складывал хозяину. Не забывают в доме и тех, кто уже умер. Например, Мартына-плотника, который был известен даже царю, маляр Прокофий, сапожник Золя. Этих людей называют по их роду деятельности, а не по фамилиям, потому что они славились своим умением.

Именно труд, желание работать, целеустремленность и ответственность становятся определяющими для человека в романе Шмелева «Лето Господне».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отношение людей к природе в романе Шмелева «Лето Господне»
  • Отношения между людьми в романе Шмелева «Лето Господне»
  • Москва в восприятии героев романа Шмелева «Лето Господне»
  • Отзыв о романе Шмелева «Лето Господне»