Отношение людей к природе в романе Шмелева «Лето Господне»


Русский человек всегда был носителем веры и нравственных ценностей, которые были основаны на гармоничном отношении с природой. Такие отношения раскрывает в своем произведении «Лето Господне» Иван Сергеевич Шмелев.

Образы природы помогают глубже понять духовный мир человека, узнать его мировоззрение, испытать на прочность. В каждой детали, которую использует Шмелев, скрыто важное философское значение.

Люди, которые умели хранить народные традиции, чтили историческое прошлое, не могли быть равнодушны к тому, что их окружает. Михаил Горкин, Сергей Иванович, Ваня и другие герои относятся к природе как к живому существу, требующему внимания и ласки. Об этом говорят художественные средства, которые использует автор.

Природа — живая. Это показано с помощью олицетворения. Снег попискивает, зима живет, солнце радуется, вспыхнули вербушки. В семье Шмелевых существовал незримый культ поклонения всему живому. С каким уважением люди везут можжевельник, выбирают елку, любуются морозцем. На Благовещенье выпускают на волю птиц, а старую кобылу отправляют на заслуженный отдых.


Один из главных образов — солнце. Оно является материальным объектом, вписанным в жизненный цикл календарного года. Без него жизнь людей невозможна. В зависимости от времени суток, сезона солнце бывает разным: золотым, розовым, светлым, сияющим. Днем оно знойное, жгучее, душит и слепит, а вечером ширится, разливая мягкий свет. Восход и утро сливаются для Ванечки в одно целое «Яркое утро! Пасхальный звон».

Не менее важны живые птицы и животные. Главное качество, которое должны испытывать люди к твари Божьей — доброта. Ни в одной главе не встретишь жестокого обращения с животными. Ванечка любуется утками и курами, которые гуляют во дворе и выковыривают овес. Ребенок понимает красоту окружающей природы, чувствует ее и восторгается ею. Это передают цветовые оттенки, появляющиеся в романе. Особое место золотому свету. Сквозь солнце пробиваются золотые лучи, светятся золотые листочки. Это цвет радости, счастья, величия.

Звуковые подражания также говорят о том, что мальчик знает, как живет природа «шуршит, постукивает по окошку… это кап-кап», «птички поют, выводят свои коленца…».

Природа и человек в понимании Шмелева неразделимы. Это Божественный дар, через который можно приблизиться к Господу. Например, на Троицу земля — именинница, поэтому на ней нельзя работать. А простая вода из реки становится крещеной, богоявленной только на праздник Крещения. Взаимосвязь христианских праздников и природы очевидна, так как каждый календарный день наши предки связывали с явлениями природы. Они составляли приметы, поговорки, предсказывали будущее.

Таким образом, отношения людей и природы гармоничны. Мы видим тонкую связь между окружающим миром и человеком, когда смотрим на иконы, восхищаемся восходом солнца, радуемся первому снегу. И тогда в каждом из нас просыпаются такие чувства, как доброта, любовь и умиротворение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отношение людей к повседневному труду в романе Шмелева «Лето Господне»
  • Отношения между людьми в романе Шмелева «Лето Господне»
  • Москва в восприятии героев романа Шмелева «Лето Господне»
  • Отзыв о романе Шмелева «Лето Господне»