Неразрешимые конфликты в пьесе Островского «Снегурочка»


Сказка-пьеса Александра Николаевича Островского «Снегурочка» - это необычная история о любви, её одновременно исцеляющей и губительной силе. Здесь автор размышляет над таким философским вопросом как: способен ли человек, который никогда никого не любил, полюбить искренне. Более символично описана тема противостояния добра и зла. Ведь в данном произведении драматург раскрывают данную тему через образ Мороза и Весны-Красны, символизирующих «холод» и «тепло», но в значении не на уровне физики, а на уровне человеческой нравственности и милосердия. Всего в «Снегурочке» два основных конфликта: внешний и внутренний. Подробнее поговорим о первом.

Внешний конфликт касается образа жизни граждан вымышленной страны царя Берендея. Из пролога понятно, что более 16 лет здесь царят сильные морозы, а бог солнца Ярило обижен на людей, отчего даже весной в этих краях народ жалуется на холод. Причина сложившихся обстоятельств – союз Мороза и Весны-Красны, в котором родилась дочь Снегурочка.

Оба родителя являются героями-антиподами. Мать девочки более открыта и чувствительна, переживает за дочь и за судьбу народа, просит мужа поскорее уйти, на что Мороз эгоистично отвечает: «Здесь Ярило / Мешает мне, и ты меня меняешь / На глупую породу празднолюбцев». Герои не конфликтуют напрямую, но их позиции относительно жизни отличаются. Мороз презирает берендеев за постоянные гуляния, поэтому не разрешает дочери заводить друзей. Главную героиню охраняет леший и лесные звери от «губительного» общения с людьми.


Однако не стоит обвинять Мороза в жестокости по отношению к дочери. Отец Снегурочки знает, что Солнце поклялось погубить девушку своими лучами, как только та испытает чувство первой любви. Оттого конфликт между родителями героини остаётся неразрешимым. Хоть оба родителя заботятся о безопасности дочери, но Весна-Красна по-прежнему желает для Снегурочки другой жизни: более веселой, наполненной яркими эмоциями и впечатлениями, а не постоянное времяпровождение в тереме среди диких животных. Морозу она говорит следующее: «Эх, старый! Девке воля / Милей всего. Ни терем твой точёный…».

Второй конфликт плавно вытекает из первого и касается всего общества берендеев в целом. О нём подробнее говорит сам государь во втором действии пьесы. По его мнению, Ярило обиделось на народ из-за того, что люди перестали искренне любить, между молодыми парами проскальзывает равнодушие: «…горячности любовной / Не вижу я давно у берендеев». В действительности, юноши и девушки постоянно ссорились друг с другом на почве ревности и разногласий. Показательна ситуация Купавы и Мизгиря, который разлюбил слишком открытую и «неверную» невесту, выбрав более робкую и одинокую Снегурочку.

И, наконец, внутренний конфликт в пьесе. Он наиболее важен в раскрытии проблемы, обозначенной автором. Снегурочку, которая никогда не любила, но являлась причиной ссор между парами ввиду своей обаятельности, нельзя назвать совсем бессердечной. Только любые её чувства возникали на почве ревности. Достаточно вспомнить эпизод, когда пастух Лель бросает на землю цветок, подаренный Снегурочкой или момент, когда видит с ним Купаву и слышит обидные слова от героя в пользу бывшей подруги: «Учись у ней любить и знай, что Лелю / Не детская любовь нужна. Прощай!»

Так в пьесе можно обозначить три неразрешимых конфликта, два из которых носят социальный характер и связаны с проблемой противостояния добра и зла, а последний – внутренний, который переживает главная героиня.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Характер взаимоотношений Купавы — Мизгиря — Снегурочки (по пьесе Островского «Снегурочка»)
  • «Говорящие» имена и прозвища героев пьесы Островского «Снегурочка» и их значение
  • Почему гибель Снегурочки и смерть Мизгиря не воспринимаются берендеями как трагедия? (по пьесе Островского «Снегурочка»)
  • Почему сказка, несмотря на печальный финал, названа «весенней»? (по пьесе Островского «Снегурочка»)