«Говорящие» имена и прозвища героев пьесы Островского «Снегурочка» и их значение


Сказка-пьеса А.Н. Островского «Снегурочка» - это авторское переосмысление русского фольклора и славянских традиций. Драматургу удалось написать произведение, одновременно раскрывающее и актуальные проблемы общества, и особенности быта древних славян. Хоть действие и разворачивается в вымышленном Берендеевом царстве, где мелькают известные образы Снегурочки, Мороза и т. д., данную пьесу сложно назвать целиком фантастической.

Также писатель использует интересный приём в драматургии, впервые появившейся у последователей литературного направления классицизм. Речь идёт о приёме «говорящих» фамилий, которые не только дают краткую характеристику герою, но и помогает читателю детальнее понять саму идею автора. Писатель проделал большую работу над созданием образов героев произведения, основываясь на мифических образах русского фольклора. Рассмотрим их подробнее.

Царь Берендей. Является главным управителем Берендеева царства, где и разворачивается основное действие пьесы. Его имя является «говорящим» и происходит от названия народа, впервые упомянутого в русских летописях XII века. По предположениям исследователей, это племя любило огонь. Главная же задача царя – делать благо для народа. Именно благодаря нему бог солнца прощает людей. Берендей объясняет героям, почему важно уметь любить.

Ярило-солнце. Разгневанный на берендеев бог солнца, значимый герой древнерусской мифологии. Особенно его огорчил поступок Весны-Красны, которая родила дочь Снегурочку от чуждого людям Мороза.

Весна-Красна. Персонаж масленичных песен. В пьесе становится матерью Снегурочки. Её образ символизирует радость, добро и тепло, поэтому она открыта к дочери.

Мороз. Является прототипом Деда Мороза, полная противоположность жены. Грубый и жестокий герой, отвечает в пьесе за ум и рассудительность. Опасается за дочь.


Снегурочка. Дочь Мороза и Весны-Красны. Олицетворяет холод, который выражается как в дружбе, так и в любви. Проявляет равнодушие к людям и резко выделяется среди открытых и чувствительных берендеевских девушек. Равнодушна даже к своему другу пастуху Лелю.

Лель. Образ взят из славянской мифологии, где Лель играет на дудочке, что привлекает людей и даже диких животных. В пьесе герой обладает чудесным голосом. Сам герой символизирует искреннюю любовь и верность.

Купава. По смыслу этот образ схож с пастухом Лелем. Поэтому их союз с пастухом гармоничен. Оба героя умеют любить искренне и способны создать крепкую семью.

Мизгирь. В пьесе является поклонником Снегурочки. Его имя имеет несколько значений у древних славян - «плакать», «загнивать». Так автор предопределяет судьбу героя, который гибнет в конце.

Бобыль и Бобылиха. Их прозвища созвучны, ибо оба супруга похожи друг на друга по характеру. Бобылями называли обедневших крестьян. В тексте герои действительно живут бедно и не трудятся.

Таким образом, «говорящие» прозвища и имена в пьесе Островского «Снегурочка» созданы на основе древнерусской мифологии и играют значимую роль в раскрытии авторской идеи.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Характер взаимоотношений Купавы — Мизгиря — Снегурочки (по пьесе Островского «Снегурочка»)
  • Неразрешимые конфликты в пьесе Островского «Снегурочка»
  • Почему гибель Снегурочки и смерть Мизгиря не воспринимаются берендеями как трагедия? (по пьесе Островского «Снегурочка»)
  • Почему сказка, несмотря на печальный финал, названа «весенней»? (по пьесе Островского «Снегурочка»)