Образ Беликова в рассказе Чехова «Человек в футляре»


Беликов – главный герой рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» на его примере автор раскрывает центральную проблему произведения. О жизни героя рассказывает его коллега Буркин. С его слов узнаем, что Беликов умер пару месяцев назад.

Герой преподавал греческий язык в городской гимназии. О нем знали во всем городе, ведь он отличался странным характером и привычками. Буркин сравнивает коллегу с раком-отшельником.

Беликов даже в хорошую погоду надевал калоши, пальто на вате и брал с собой зонтик. Нож, зонтик, часы – всё это герой хранил в чехлах. Буркину казалось, что даже лицо учителя греческого языка было в чехле, ведь оно было спрятано в поднятый воротник. Кроме того, глаза мужчины были закрыты очками, уши заткнуты ватой. Герой постоянно пытался упаковать себя в чехол, чтобы уберечься от внешнего влияния. Есть в рассказе еще одна примечательная деталь портрета Беликова – маленькое лицо. Буркин сравнивает его с мордочкой хорька.

Отдельного внимания заслуживает интерьер жилища учителя греческого языка. Его маленькая комнатушка была похожа на ящик. Спал он, укрывшись одеялом с головой, потому что боялся каждого звука. Часто герой видел во сне кошмары.


Беликов боялся действительности, она тревожила его, вызывала отвращение к настоящему. Зато он хвалил прошлое, видимо, это способствовало и его увлечению древними языками. Для героя они были своеобразным чехлом. Он не уставал расхваливать греческий язык. А вот мысли, которые считал опасными, мужчина пытался спрятать в футляр. Он не понимал вольнодумства, стремления к свободе. Зато запреты были для него предельно ясны. Всякие разрешения, даже когда позволяли открыть чайную или библиотеку, герой считал вещами смутными. Читая позволения или слыша о них, Беликов повторял свою любимую фразу: «как бы чего не вышло».

Герой сам старался ничего не нарушать. Но даже отступления от правил другими людьми угнетали его. Мнительность и осторожность Беликов часто проявлял на педсоветах, чем угнетал коллег.

Несмотря на свою привычку жить в футляре, Беликов умел убеждать людей. Например, он запросто мог заставить коллег уступить, и снизить оценку ученику с плохим поведением, а потом и вовсе исключить его. Беликов ходил в гости, но делал это тоже странно. Он приходил к учителю, садился и молчал час-другой, говорил, что так «поддерживает добрые отношения с товарищами».

Как-то в город приехали брат и сестра из Гадяческого уезда. Варенька, так звали сестру, покорила сердце Беликова. Коллеги решили его женить. Но создать семью учителю помешал его футляр. Герой увидел, как Варенька катается на велосипеде. Считая такое занятие неприличным для девушки, Беликов отказался от идеи жениться. Кроме того, учитель поругался с братом Вареньки и в разгар перепалки, сказал, что должен сделать донос. Докладывать он не пошел, но события пережить не смог. Учитель начал заливать свое горе водкой. Спустя месяц он умер.

Беликов из рассказа А.П. Чехова – пример человека, который не умеет жить в действительности, так как боится его. Автор показывает, что такие страхи ведут только к смерти.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Чимши-Гималайского в рассказе Чехова «Человек в футляре»
  • Образ Буркина в рассказе Чехова «Человек в футляре»
  • Образ Вареньки в рассказе Чехова «Человек в футляре»
  • Образ Коваленко в рассказе Чехова «Человек в футляре»