Образ Еремеевны в комедии Фонвизина «Недоросль»
Среди литераторов последней трети 18 века Д.И. Фонвизин занимает выдающееся место. В своих произведениях он широко и правдиво рисовал русскую жизнь. Не каждого из современников драматурга отметил Пушкин, а его поэт назвал «сатиры смелым властелином». Эпоху, в которую жил и творил Фонвизин, историк В.О. Ключевский назвал временем со «слишком распущенным аппетитом произвола». Страдания простого народа заставляли творческих людей писать смелые статьи, стихи, художественные произведения.
В комедии «Недоросль» Фонвизин с большой художественной силой изобразил нелегкую жизнь крепостной крестьянки – Еремеевны. Тяжелая судьба у кормилицы Митрофана. С рождения она ухаживает за ним, оберегает от любых невзгод. Уже 40 лет верой и правдой служит она Скотининым, Простаковым. Это невежественные и жестокие помещики. Вседозволенность приучила хозяйку не терпеть никаких возражений, для нее не существует препятствий в достижении поставленных ею целей.
Еремеевна привыкла к семье, очень любит Митрофанушку. Чувство долга заставляет ее защищать «дитятко» от дяди, когда Скотинин нападает на соперника и пытается его «прибить». Остервенясь и подняв кулаки, она кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам», а затем обещает: «Я те бельмы-то выцарапаю».
Прислуживать – первейший долг для нее. Она говорит, что усердно выполняет всю работу, не знает «как больше служить». Обидно, что такая преданная любовь не оценивается извергами помещиками и неблагодарным воспитанником. Ее постоянно оскорбляют бессердечные и бессовестные хозяева, называя «старой ведьмой», «хрычовкой», «бестией». Кормилица постоянно живет в страхе, а перед Простаковой трепещет. Свирепая госпожа в любой момент может дать пощечину, избить.
Беззащитная Еремеевна боится за свою жизнь, когда Милон отнимает у нее Софью. «Пропала моя головушка!» – вопит старуха, зная, что будет жестоко наказана.
Удивительно, но у нее нет ненависти к своим мучителям, ни даже намека на протест. Годы жизни в унижениях и побоях оставляют след. У женщины нет чувства собственного достоинства, его убили безжалостные мучители. Она уже привыкла к хамскому отношению всех членов семьи к себе. Зато рабская покорность в характере поселилась прочно. Безропотно терпит, не видит выхода: «Куда моей голове деваться?»
Крепостное право извращает хорошие человеческие качества в людях. Чтобы избежать наказания, кто-то начинает врать, перекладывать вину на другого дворового, льстить, хитрить и изворачиваться. Вот и Еремеевна принимает участие в неудавшемся похищении Софьи, чтобы втайне обвенчать ее с Митрофанушкой.
Фонвизин в своей пьесе показал, как крепостное право уродовало судьбы людей. Добрая, чуткая женщина Еремеевна превратилась в забитое напуганное существо.