В чём комизм сцены примерки кафтана (действие первое, явления I—IV комедии Фонвизина «Недоросль»)?


В начале 1782 года Фонвизин читал друзьям комедию «Недоросль», над которой работал несколько лет. Его новая пьеса была не просто картиной русских нравов. В ней автор уже не шутил, а негодовал, клеймил позором пороки общества.

Начинается комедия с эпизода примерки кафтана, сшитого Тришкой для сына хозяйки имения Простаковой. Вечером должен быть сговор ее брата, мечтающего жениться на Софье. Только вот обновка для Митрофана не понравилась госпоже. Она обзывает слугу «воровской харей», который не сумел сшить «кафтан хорошенько», надо было «пустить пошире». Узковатым оказался кафтан: ее дитя деликатного телосложения, да и к тому же растет. Тришка оправдывается, что он самоучка в швейном деле, а не портной. Виноват оказался и муж, что потворствует крепостным. Простакову кафтан для Митрофана показался мешковат, а брат Тарас Скотинин и вовсе заявил, что он «сшит изряднехонько».

Первая сцена комическая. Негодование госпожи вызвано тем, что неграмотный слуга шьет не так, как портной. Но иначе и быть не может. Простакова обвиняет крепостного в том, за что не мешало бы похвалить слугу. Он смог самостоятельно научиться шить одежду. Не учел, может быть, то, что Митрофанушка мог быстро поправиться, аппетит-то у него отменный. Вот и стал кафтан узок, пока его шил Тришка. Когда слуга оправдывается отсутствием знаний, глупая Простакова кричит, что другой портной учился у третьего, а «первоет … у кого же учился?» Такой нелепый аргумент из ее уст вызывает смех у зрителей. Автор не просто смеется, а высмеивает в этой сцене невежественность хозяйки дома.


Фамилии героев говорят сами за себя: Простаковы, Скотинин. Они тоже являются средством создания комического эффекта. Имя Митрофанушка означает «подобный», сходство с матушкой очевидно. В свои пятнадцать лет ни слова не мог сказать, нравится ли ему обновка. Тришку выгоняют, пообещав наказание.

Эта начальная сцена знакомит читателей с обстановкой в доме помещицы. Читатель заинтересован завязкой сюжета, упоминание о предстоящей свадьбе важно для дальнейшего развития действия всей пьесы. В этом эпизоде герои проявили черты характера, которые получат подтверждение и развитие в дальнейших действиях комедии. Муж Простаковой предстает безвольным, не имеющим своего мнения человеком. Он робеет, говорит, запинаясь, что он жене «верил и верит». Сама же хозяйка семейства в этой сцене ведет себя как грубая, невежественная, жестокая крепостница. Первые реплики показали, что властная и деспотичная хозяйка унижает не только крепостных, но и тех, кто слабее ее.

Пушкин восхищался яркостью кисти автора, нарисовавшей семью Простаковых. В комедии Фонвизина много интересных и смелых художественных решений, что, по мнению критиков, причислило ее к шедеврам русской драматургии 18 века.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Цитатный план комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Какие черты характера Простаковой раскрываются в её диалогах с Тришкой, Простаковым, Скотининым, Софьей в первом действии комедии Фонвизина «Недоросль»?
  • Образ Еремеевны в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • «Не хочу учиться, хочу жениться» (по комедии Фонвизина «Недоросль»)