Образ графа Каменского в рассказе Лескова «Тупейный художник»


Знаменитое произведение Николая Семеновича Лескова «Тупейный художник» представляет собой рассказ на могиле, своеобразную поминальную речь по усопшему человеку.

Начинается повествование издалека, объясняя, что в понятие художественного мастерства вкладываются разные степени искусства, обозначая разные категории мастеров. Потом же разворачивается та самая история о «тупейном художнике». Сейчас же нас интересует образ графа Каменского, который играет не последнюю роль в этом рассказе.

В одной из первых глав Лесков отмечает, что в истории города Орла известно три графа Каменских, причем по воспоминаниям сторожил, всех их отличали такие черты характера, как крутой нрав и жестокость. если говорить точнее, они были самыми настоящими тиранами.

Михаил Федотович Каменский – старший из графов, отец Николая и Сергея, образы которых рисует автор на страницах своего рассказа.


Итак, Николай Каменский – граф, в имении которого процветал театр с крепостными актерами и актрисами. Внешность графа мы представляем, опираясь на слова рассказчицы, няни Любови Онисимовны, в прошлом артистки того самого театра. Может быть, молодой девушке так казалось, а может и на самом деле граф был очень не красив, если не сказать, что дурен собой.

К тому же он был злой, поэтому обликом походил сразу на всех зверей. Правда, тупейный художник Аркадий был таким мастером, что и этому звероподобному человеку мог придать приличный и важный облик.

За мастерство граф любил Аркадия, отличал его от других, красиво одевал, но никуда не выпускал, не разрешал причесывать никого, кроме крепостных актрис и самого себя. Любовь к парикмахеру никак не влияла на строгость его содержания. Молодой человек не мог никуда ходить, только в театр. Граф не отпускал гримера даже в церковь. Такое поведение можно объяснить не только нежеланием выпускать Аркадия из поля своего зрения, но и отсутствием веры в Бога. Каменский терпеть не мог духовых. Известен даже поражающий своей жестокостью случай, когда граф затравил борзыми собаками священников. Вот такой крутой нрав имел этот человек. И Бога не боялся и ни во что не веровал.

В созданном им театре процветал закон целомудрия, правда, самому графу разрешалось его нарушать. Понравившаяся мужчине актриса получала лестный подарок – камариновые серьги. Этот презент свидетельствовал о желании графа обладать девушкой. Актрису причесывали и одевали наподобие Цецилии, а потом отводили в графскую половину. Так девушка становилась наложницей Каменского.

Однажды подобная участь постигла и Любовь Онисимовну, Аркадий пытался спасти ее, организовав побег. Немного раньше он еще и нарушил запрет графа, причесав его брата. Беглецов вернули в имение. Аркадий же был заперт в подвале, в котором учинялись настоящие пытки. Люди могли сидеть там годами. Зная жестокость графа, даже удивительно было узнать, что он отправил Аркадия на войну и дал с собой сопроводительное письмо. Таким образом, он сослужил молодому человеку добрую службу: Аркадий получил офицерский чин и дворянский титул. Правда, жизнь парикмахера Каменского закончилась трагично. Но все же этот поступок графа на фоне его жестокости немного меняет наше мнение о нем.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Аркадия Ильина в рассказе Лескова «Тупейный художник»
  • Образ Любови Онисимовны в рассказе Лескова «Тупейный художник»
  • Образ рассказчика в рассказе Лескова «Тупейный художник»
  • Образ крепостной России в рассказе Лескова «Тупейный художник»