Образ князя Утятина в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»


Реформа 1861 года затронула разные социальные слои населения России. Одними из тех, кто тяжело воспринял эти нововведения, были помещики. Годами они имели власть над людьми, обладали богатствами, землями и лесами, но теперь все изменилось. Хозяева вынуждены отпустить крестьян на волю.

Кто-то с болью, но расстался с крепостными, однако были и те, кто так и не смирился с законом. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» показан князь Утятин. Название главы «Последыш» говорит о том, что он является последним помещиком, который жил по старым правилам. Этот герой является собирательным образом всех помещиков на Руси, а созданный им мир иллюзией, о которой так мечтал Оболт-Оболдуев.

Внешность барина колоритная и примечательная. Кажется, что это не обычный старик, а дьявол. На это указывают разные по цвету глаза, хищный ястребиный нос, неестественная худоба. Кто-то из слуг до сих пор любит и поклоняется ему. Большинство же смеются над ним, понимая, что теперь им за это ничего не будет. Один князь не осознает происходящего. Это был эгоистичный, себялюбивый человек, не знающий ни в чем меры, не умеющий работать. Большая радость для него — унижение других людей. О его безнравственности говорит то, что он имел на стороне трех незаконнорожденных дочерей, и постоянно напоминал об этом факте сыновьям, грозя лишить их денег.

После новости об отмене крепостного права помещика «хватил удар». Придя в себя, он начал обвинять сыновей в потворстве «нехороших» указов. Поэтому родным, чтобы не потерять наследство, пришлось разыграть перед отцом настоящее представление. Подговорив крестьян, они создали прежний мир, при котором Утятину дозволялось всё.


В этом спектакле показано всё, что творилось до реформы. Воспоминания лакея лишь подчеркивают жестокость и абсурдность той жизни. Холоп с восторгом и умилением рассказывает, как получал «барские милости», как помещик запрягал его в тележку вместо коня, как погружал в ледяную прорубь и как чуть не задавил санями, оставив потом умирать зимой на дороге. И это все творил образованный и титулованный князь.

Теперь, уже совсем старый, барин продолжает «чудить». Он ругает крестьян за непросушенное сено, хотя мужики делают все для себя и не могут плохо работать. Полоумный старик пытается поженить мальчика на старухе, приказывает коровам не мычать, его возмущают непокорные слова и смех людей.

К тому же его действия приводят к смерти человека. Агап Петров не выдержал и рассказал правду Утятину. Чтобы разрешить эту ситуацию, Агапа решают «наказать». Его заводят в сарай, дают много вина и просят кричать. Вскоре от чрезмерной выпивки крестьянин умирает.

Но людское горе нисколько не трогает помещика. Он доволен, что все также рабски поклоняются ему. Точно такие же и его сыновья. Они, как и отец, безнравственны и эгоистичны. После смерти старого князя молодые наследники не отдают обещанного луга крестьянам.

А вот бывшие крепостные испытывают настоящее облегчение. Об этом и говорит название главы «Пир на весь мир».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Якима Нагого в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Ипата в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Оболт-Оболдуева в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»