Образ князя Владимира в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»


А.С. Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» показал образ князя Владимира, прототипа реального исторического лица.

Однако стоит отметить, что герой авторской поэмы не имеет общих черт с реальным деятелем. Это вымышленное лицо в художественном произведении, а не биографическое сказание исторической хроники.

В произведении князь Владимир – киевский правитель. У него есть младшая дочь Людмила, вокруг которой и происходит основное действие. Однако именно от решения князя Владимира зависит очень многое: именно он выдает замуж свою дочь, именно он отправляет на ее поиски богатырей, именно от его решения зависит и дальнейшая судьба всех героев. Тут особое значение приобретает имя героя, которое переводится как «владеющий миром».

Автор несколько раз обращает внимание читателя на то, что князь – уже старик с седыми волосами. Несмотря на всю свою неограниченную власть, герой беспомощен. Когда похищают его дочь, он ослеплен своим горем. У него ничего не остается, как обвинить в произошедшем мужа Людмилы – Руслана. Князь с горечью винит главного героя в том, что он не смог уследить за своей женой.

Отец покупает спасение дочери деньгами. Он обещает полцарства тому, что освободит Людмилу, а также брак с ней.


В действиях князя можно найти, наоборот, отсутствие этих действий, то есть бездействие по отношению к собственной дочери. Образ князя появляется в начале произведения и в финале. И всегда он связан с образом пира, на котором празднуют гости. Во время опасных сражений лицо отца в поэме не появляется. Его беспомощность приводит не только к хищению дочери, но и к захвату печенегами Родины, во главе которой стоит князь Владимир.

Ситуация накаляется, потому что ни князь, ни его воины не способны отстоять честь Отечества. Только храбрый Руслан и его великие силы могут одолеть врага в виде печенегов.

В этом эпизоде А.С. Пушкин показал современную ему проблему: бездействие власти по отношению к народным проблемам.

Князь Владимир по-настоящему любит свою дочь. Он переживает за нее, а когда спящую Людмилу приносит Фарлаф во дворец, А.С. Пушкин показывает своеобразную немую сцену, в которой царит трагичное положение отца героини:

«И старец беспокойный взгляд
Вперил на витязя в молчанье».

Читателю не нужны слова, ему достаточно видеть этот беспокойный и молчаливый взгляд, который дает ясно понять, что князь действительно переживает за свою дочь и ее жизнь.

Несмотря на несправедливый гнев на Руслана, князь Владимир далеко не отрицательный персонаж. В нем, скорее всего, говорило отчаяние и страх за собственную дочь, поэтому он обрушил на главного героя вопль негодования. Князь после воссоединения с дочкой благодарен Руслану. А также он способен на прощение: он оставляет Черномора, который и похитил его дочь, жить в своем замке.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» показал второстепенного персонажа, который отличается своей вспыльчивостью и бездействием, однако он также способен на всепрощение и милосердие.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Фарлафа в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»
  • Образ Ратмира в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»
  • Образ Рогдая в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»
  • Образ Головы в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»