Образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина «Уроки французского»


Лидия Михайловна – главная героиня рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Образ данной героини стоит в центре идейного замысла всего произведения.

Это учитель французского языка в школе, где обучается рассказчик. Помимо этого, героиня – классная руководительница класса, в котором обучается школьник, который является рассказчиком.

В повествовании указываются такие портретные характеристики героини: «косящие внимательные глаза», «живое лицо», «тугая, редко раскрывающаяся до конца улыбка», черные, короткие волосы. Как отмечает рассказчик, Лидия Михайловна была аккуратной и красивой. Учительнице было около 25 лет.

Героиня была сдержанным человеком, не позволяющим себе кричать на детей. Хотя рассказчик произносил все слова на французском неправильно, она лишь «морщилась и закрывала глаза», однако продолжала обучать мальчика тому, как нужно правильно произносить звуки.

Лидия Михайловна отлично справлялась с обязанностями классного руководителя. Перед каждым занятием героиня осматривала своих учеников и делала «шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Когда рассказчик перешел в школу, Лидия Михайловна поглядывала, как отмечает мальчик, с любопытством на его обувку, которая отличалась от обуви других детей своей бедностью.


Это говорит о том, что преподавательница неравнодушно относилась к каждому ученику своего класса, стремилась понять их настроение, помочь с какими-либо проблемами.

Педагог никогда не кричала, она делала замечания в шутливой форме. Когда Лидия Михайловна увидела, что рассказчика побили, то она пошутила над ним перед классом, чтобы обучающиеся сказали ей правду. Учительница, узнав о том, что рассказчика побил Вадик, говорила с ним сдержанно и неравнодушно, сказав ему, что играть на деньги не стоит.

Лидия Михайловна, получив информацию о том, что рассказчик играет с другими детьми на деньги, не стала его ругать, не стала рассказывать эту информацию директору. Героиня искренне хотела помочь ученику, потому что видела, в каком трудном жизненном положении он находится.

Лидия Михайловна смогла сделать так, что рассказчик, который был уверен в том, что обучение французскому было «впустую», смог понять предмет и ко всему прочему полюбить его. Школьник отмечал, что Лидия Михайловна преподает «загадочный французский язык, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому».

Когда учительница поняла, что рассказчику требуется помощь, она сказала ему, что она будет с ним заниматься отдельно. Они стали заниматься в ее доме. Героиня рассказывала о себе, спрашивала у мальчика о его делах, ставила музыку на пластинках. Лидия Михайловна хотела помочь ребенку, который находился в состоянии постоянного голода. Она приглашала его на ужин, а после придумала другой способ накормить рассказчика – играть с ним в «замеряшки», чтобы он выигрывал материальные средства на еду.

Данный образ олицетворяет добрых, неравнодушных и заботливых учителей, которые пытаются помочь детям, нуждающимся в помощи.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ повествователя в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Образ Василия Андреевича в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Образ Федьки в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Образ Вадика в рассказе Распутина «Уроки французского»