Образ Лойко Зобара в рассказе Горького «Макар Чудра»


Рассказ М. Горького «Макар Чудра» относится к романтическому направлению в литературе. Его героями являются исключительные, незаурядные личности. Все содержание рассказа проникнуто жаждой жизни и стремлением к свободе.

Одним из главных героев произведения является молодой цыган Лойко Зобар. Его образ складывается из внешности, черт характера, поступков, отношения к нему окружающих. Описывая Зобара, Горький прибегает к преувеличениям, метафорам, сравнениям, что характерно для романтических произведений. Усы Лойки смешались с кудрями, глаза горели, как звезды, улыбка его подобна солнцу. Когда он сидел на коне, казалось, что его с конем выковали из одного куска железа. Его песни трогали душу, заставляли кровь гореть. Он ни к чему не был привязан в жизни, любил коней, но, украв и покатавшись на жеребце, продавал его. Не было у него ничего заветного, даже сердце свое он вырвал бы из груди, если бы кто-нибудь попросил об этом.

Все любили Зобара и его музыку, только Радда, дочь солдата Данилы, оставалась равнодушной. «Вот так однажды комар гудел», – отозвалась она о песне Лойки, задев его за живое. Горький подробно описывает страдания молодого цыгана. Его чувство большое, настоящее, всепоглощающее, автор подчеркивает это близостью героя к природе. Его любовь подобна бескрайнему морю и безграничной степи, но гордость и жажда воли еще больше. Два чувства великих, любовь и гордость, боролись с душе Зобара, чтобы утолить одно нужно было отказаться от другого. Он почернел, как земля, шатался как сломанное дерево. От насмешек Радды он ушёл в степь, словно надеясь там найти ответ, напитаться силой.


Зобар был воспитан так, что женщина должна быть покорна мужчине, других законов он не знал. Радду отец не научил подчиняться, да и мужчины, которых она знала до этого, были слабыми, они готовы были подчиниться ее воле, что унижало их в ее глазах. Лойко был во всем равен Радде: молод, красив, силен, горд и свободолюбив. Он не мог и не хотел уступать женщине, пусть даже и любимой. Возможно, каким-то шестым чувством герой ощущал, что, покорившись, он будет ей не нужен; не будет она любить его, если он уступит. Зобар мог бы уехать и попытаться забыть Радду, но он решил покориться судьбе, бегство было не в его характере. Он не мог выполнить условие и поклониться избраннице в ноги, не мог он и отказаться от нее, только в смерти увидел выход герой. Он убил Радду и сам погиб от ножа Данилы.

Лойко Зобар в соответствии с канонами романтизма представляет собой сильную, незаурядную, одинокую личность. В отличие от классических персонажей романтизма, он не находятся в конфликте с обществом себе подобных, он противопоставлен буржуазному обществу, где правят деньги, фальшь, лицемерие. Лойко любит свободу так, что ни на что ее не променяет. Даже любовь стала для него не божьим даром, а ловушкой, из которой невозможно выбраться без потерь. Зобар предпочел смерть семейным узам, он умер, но остался свободным, так как воля была единственным, чем он дорожил в жизни.

Чтобы именоваться человеком, нужно быть гордым и духовно свободным. Эти слова в полной мере относятся к Лойке Зобару.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Макара Чудра в рассказе Горького «Макар Чудра»
  • Образ Радды в рассказе Горького «Макар Чудра»
  • Образ Данило в рассказе Горького «Макар Чудра»
  • Образ рассказчика в рассказе Горького «Макар Чудра»