Образ Макара Чудра в рассказе Горького «Макар Чудра»


Творчество М. Горького было новым словом в литературе, оно отвечало потребностям эпохи. Читателей привлекал не столько смысл, сколько настроение, заключенное в произведениях автора. Раннее творчество писателя тяготело к романтизму, он выводил на страницы своих книг колоритные фигуры.

Одной из таких фигур является герой одноименного рассказа Макар Чудра. Интересно то, как Горький вводит его в повествование. Рассказ начинается с описания природы, которая живет по своим законам. С моря дул ветер, раздувая костер, отодвигая тьму и обозначая бесконечность моря с одной стороны и степи с другой. Между морем и степью расположился в красивой позе Макар Чудра, такой же сильный и свободный, как природные стихии. Автор изображает Чудру как часть пейзажа и сравнивает его со старым дубом, обожженным молнией.

Главным героем рассказа Горький неслучайно делает цыгана, Эта народность известна своим вольнолюбием и независимостью, цыгане – кочевой народ, они не задерживаются на одном месте, не прирастают к нему. Их жизнь – дорога, об этом говорит Макар своему собеседнику. Он одобряет странствия автора по России: «Так и надо: ходи и смотри».


Макар удивляется, почему люди сбиваются в кучу, постоянно делят землю, ведь вокруг такие просторы. Каждый человек, по его мнению, это целый мир, нужно быть самодостаточным и не лезть в чужую жизнь. Размышляет Макар и над крестьянской судьбой: крестьяне пашут землю до седьмого пота и умирают, не успев выкопать себе могилу в этой самой земле. Касается герой и вопроса религии, к вере в Бога он относится скептически. Больше всего Макар ценит в жизни свободу. Он вспоминает, как однажды попал в тюрьму и лишился свободы, его такая тоска взяла, что он чуть не удавился.

Чудре в рассказе противопоставлен богач, который хотел купить Радду. Он не свободен, в отличие от Макара, его богатство не дает ему воли, скорее, наоборот, делает его зависимым. Он находится во власти денег, считает, что все можно купить. Горький показывает превосходство цыган над моравским магнатом. Красоте, свободолюбию, чувству собственного достоинства цыган противопоставляются буржуазные законы купли-продажи, лицемерия, вражды. В Макаре сохранились цельность, нравственность далеких предков, которые на добро отвечали добром, на любовь – любовью.

Чудра не привязан ни к чему: ни к земле, ни к женщине, ни к деньгам, – поэтому он свободен, поэтому вызывают его восхищение Радда и Лойко, которые даже ради счастья любить друг друга не пожертвовали своей свободой. Восхищаясь характером Радды и музыкальным мастерством Лойки, Макар в то же время не может понять, почему вместо свадьбы произошла трагедия. Кто в этом виноват? Лойко ли, пожелавшей лишить Радду свободы? Радда ли, не захотевшая покориться и решившая унизить Лойку перед табором? Кто бы ни был виноват, Макар не осуждает их, каждый волен делать свой выбор, и они его сделали.

Образ Макара Чудры заставляет читателя задуматься о привычных вещах, понятиях. Люди перестали ценить свободу, замечать красоту земли, разучились отстаивать свое мнение. Писатель говорит об их несвободе и зависимости от комфорта, благополучия и других людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Лойко Зобара в рассказе Горького «Макар Чудра»
  • Образ Радды в рассказе Горького «Макар Чудра»
  • Образ Данило в рассказе Горького «Макар Чудра»
  • Образ рассказчика в рассказе Горького «Макар Чудра»