Образ Надежды Федоровны в повести Чехова «Дуэль»


Повесть «Дуэль» Антона Павловича Чехова – повествование о нравственности и духовном несовершенстве человека. Наряду с главным героем, Лаевским Иваном Андреевичем, потерявшим себя и ведущим разгульный образ жизни, не отличается примерным поведением и его сожительница, Надежда Федоровна. Проанализируем ее образ.

Первое, что мы узнаем об этой женщине, - это то, что она, находясь в законном браке, уехала на Кавказ вместе с Лаевским и теперь проживает с ним в маленьком городке на берегу Черного моря, ничем не занимаясь и не тяготясь своим двусмысленным положением.

Надежда Федоровна была чем-то больна, чем именно, врачи расходились во мнении. Самойленко считал, что у нее перемежающаяся лихорадка, Устимович полагал, что женская болезнь. После припадков, которые периодически с ней случались, женщина чувствовала себя вялой и сонной, кожа лица становилась желтой. Именно в такие моменты Лаевский больше всего не любил ее. Раньше испытывал жалость, теперь же попросту ненавидел. Причем все: завитки волос на шее, ее вздрагивающее тело под пледом, больше похожее в такие минуты на мальчика, то, как она глотала молоко.

Надежда Федоровна не понимала изменений в Лаевском, чувствовала свою вину и не знала, за что. Дожидаясь его дома, она проводила время за журналами. Всегда одетая и причесанная, женщина пила кофе, сидя у окна.


Особых развлечений в городке не было. Когда Надежда Федоровна поправилась, она стала ходить в купальню, чтобы хоть как-то спастись от жары. Подслушав мысли Надежды Федоровны, мы понимаем, что она считала себя самой красивой и интеллигентной женщиной в городке, умеющей одеваться дешево и со вкусом. Новое платье было просторным и пошитым из грубой ткани. Довершала образ соломенная шляпа с широкими полями, загнутыми за уши. Такой наряд Надежды Федоровны вызывал толки в местном обществе, ей же он казался идеальным, и женщина не шла, а парила по мостовой.

На пикнике она ведет себя так же легкомысленно, как обычно. Приподнятое шаловливое настроение женщины позволяет ей кокетничать с мужчинами, чувствовать себя легкой и воздушной, как бабочка. Такое беззаботное поведение наиболее полно характеризует героиню. Из прочитанных ранее глав мы узнаем, что в отсутствие Лаевского она стала близка с полицейским приставом Кирилиным. Теперь же не понимала, чем он ей понравился, и старалась избегать его. А во время пикника женщина поощряла ухаживания Ачмианова.

Надежда Федоровна нисколько не переживает из-за своего положения в обществе. Заведя дружбу с Марьей Константиновной, почтенной пожилой дамой, героиня прекрасно понимает, что в этом доме ее не уважают и даже побаиваются но нисколько не переживает по этому поводу. Даже кухарка Ольга смотрит на нее свысока, так как живет в законном браке.

Узнав о смерти мужа, Надежда Федоровна не мечтает о венчании с Лаевским, ей, кажется, этого даже не нужно. Складывается впечатление, что образ пустой и безнравственной женщины необходим Чехову для того, чтобы наиболее полно раскрыть характер главного героя повести.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Ивана Лаевского в повести Чехова «Дуэль»
  • Образ фон Корена в повести Чехова «Дуэль»
  • Образ дьякона Победова в повести Чехова «Дуэль»
  • Образ Самойленко в повести Чехова «Дуэль»