Образ Невского проспекта в романе Белого «Петербург»


Невский проспект – центр пространственной организации романа А. Белого «Петербург». К нему идут все улицы, описанные в романе. В прологе писатель говорит, что Невский проспект – петербургский, таким образом, акцентируя внимание на его символическом значении.

В одной из глав автор вообще выражает мысль, что «Весь Петербург – бесконечность Невского проспекта». Используя гиперболу, А. Белый демонстрирует важную роль Невского в жизни города.

Невский проспект – место циркуляции публики, поэтому А. Белый характеризует его эпитетом «публичный». В то же время, это европейский проспект, потому что он прямолинейный.

Невский проспект за его прямолинейность и четкие линии любил сенатор Аполлон Аполлонович Аблеухов. «Этот проспект напоминал ему о течении времени между двух жизненных точек». Сенатор любил наблюдать за циркуляцией публики, за домовыми номерами из окна кареты. Вообще циркулирующая публика в романе можно считать синонимом Невского проспекта. Причем автор показывает людей, на проспекте как единое целое – «многоножку», которая становилась все подвижнее.

Циркулирующая публика то и дело, разносила различные новости, которые автор назвал невскими сплетнями. Например, по проспекту быстро распространилась новость о провокации, направленной на Аблеухова.


Стены домов, которые выходили на Невский проспект были желтоватые, поэтому писатель использовал метафору «желтые невские пространства». Нева со своими притоками будто бы берет Невский в кольцо, поэтому не удивительно, что улицу продувают сырые, холодные ветра. Об этом неоднократно говорится в романе.

Интересно А. Белый показал вечерний Невский. Он залит светом «электрических яблок», мрак прорезают и многочисленные вывески: «ярко искрятся из алмазов сложенные слова: «Кофейня », «Фарс», «Бриллианты Тэта», «Часы Омега » Витрины будто бы разевают огненные пасти. Красивые витрины и вывески А. Белый показывает как нечто мерзкое: «эти пасти мучительно извергают на плиты ярко-белый свой свет; мутную мокроту изрыгают они огневою ржавчиной». Такие метафорические образы соответствуют общей атмосфере, внутреннему состоянию героев романа.

А. Белый называет проспект огненной гиеной. Таким образом, он говорит о демонической сущности всего города. Освещенную улицу можно представить как красное пятно. Красный – символ агрессии, восстаний, крови. Действительно, Петербург был уже в шаге от переворота, мятежи вспыхивали то там, то там. Невский проспект не мог оставаться нетронутым митингами, демонстрациями. Казалось, что улица уже чувствовала мятежные настроения.

Электрическое освещение, хоть и описано, как нечто дьявольское, оживляет мертвый ночной город, показывает, что жизнь в нем бурлит, не останавливается даже в ночное время.

Таким образом, Невский проспект в романе А. Белого «Петербург» – изнанка города. Он живет своей жизнью: циркулирует публику, распространяет сплетни, является местом встреч и принятия роковых решений.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Николая Аблеухова в романе Белого «Петербург»
  • Образ Софьи Лихутиной в романе Белого «Петербург»
  • Образ Александра Дудкина в романе Белого «Петербург»
  • Образ Петербурга в романе Белого «Петербург»