Образ Петербурга в романе Белого «Петербург»


Уже название романа А. Белого «Петербург» говорит о том, что образ одноименного города в произведении будет играть важную роль. Писатель показал декадентское виденье Петербурга. В его представлении это мрачный город-призрак, город интриг и переворотов. Кроме того, в создании образа Петербурга заметную роль играют символы. И это не удивительно, ведь А. Белый был представителем символизма.

В прологе писатель рассказывает о Петербурге. Примечательно, что он акцентирует внимание на том, что Питер – составляющая Российской Империи. Но он отличается ведь других городов, ведь другие города представляют собой кучу деревянных домишек. Далее он останавливается на одном из символов города – Невском проспекте. Там всегда «циркулирует публика». Невский проспект занимает центральное место в пространственной организации города, например в одной из глав А. Белый пишет: «Весь Петербург – бесконечность проспекта, возведенного в энную степень».

Петербург автор воспринимает только как столицу. Он даже опровергает мнение о том, что столицей может быть полуторамиллионный город, например, Москва. В некоторых главах автор даже говорит об истории Петербурга, хоть и фрагментарно. Например, описывает линии – все, что осталось от Петра, хоть и в измененном виде: «линия Петра превратилась в линию позднейшей эпохи: в екатерининскую округленную линию, в александровский строй белокаменных колоннад».

В следующих главах автор добавляет образу Петербурга новых деталей. Например, говорит о том, что вокруг него расположены острова, обитателей которых опасаются горожане. Петербург – город богатых, знатных людей, острова – пристанище бедняков, от которых не знаешь чего ожидать.

Основные события в романе происходят над Невой. Здесь, например, находится квартирка Лихутиных и роскошное жилище Аблеуховых. Невский проспект упоминается неоднократно. Он кажется достаточно мрачным, хоть и оживленным местом. Публика здесь разношерстная: можно встретить и чиновников, и разночинцев.


Мрачности образу Петербурга придают ночные урбанистические пейзажи, а также зарисовки хмурых, туманных дней.

Конечно же, не остается без внимания ещё один символ Петербурга – Медный Всадник. Он – дух Петербурга-бунтаря. Александру Ивановичу Дудкину в горячке показалось, что дух Медного Всадника пролился в его жилы.

Петербург – город кабачков и ресторанчиков, в которых разношерстная публика устраивает кутежи. Автор несколько раз переносит читателя в такие заведения вместе с героями.

А. Белый показывает, что Петербург начала ХХ века – город интриг и заварух. Против сенатора готовится террористический акт, его организаторы умело подстраивают его, впутывая посторонних людей. На балах ведутся переговоры между влиятельными людьми. Странные события, такие как появление красного домино, не очень удивляют петербуржцев, но пугают некоторых. Впрочем, как и появление в толпе манджурских шапок.

В образе Петербурга А. Белый воплотил жизнь всего государства мятежного периода начала ХХ века. Он смог дематериализовать город, показать, в первую очередь, его атмосферу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Николая Аблеухова в романе Белого «Петербург»
  • Образ Софьи Лихутиной в романе Белого «Петербург»
  • Образ Александра Дудкина в романе Белого «Петербург»
  • Образ Невского проспекта в романе Белого «Петербург»