Образ океана в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»


Природные стихии, пейзажи, явления часто содержат в себе важные символические значения. Есть они и в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Немаловажную роль играет образ океана, по которому держит курс пароход «Атлантида».

Автор использует антитезу, противопоставляя мир цивилизации миру природы, стихии. Так, цивилизацией является пароход «Атлантида», созданный руками человека. Он совершенен, в нем есть все для комфортной жизни: рестораны, восточные бани, оркестр. Океан же — это природное начало, вода — символ жизни и смерти. Он подобен зверю. Люди боятся его, но верят в силу своего идола, капитана судна. Океан сильный и своенравный, его невозможно подчинить воле людей. Эта стихия способна уничтожить, раздавить любого, кто посмеет нарушить природное равновесие. Бунин показывает красоту и мощь природы. Океан становится страшной силой, а потом перевоплощается в переливающуюся волну, напоминающую хвост павлина.


Океан поглотил в свою пучину мифический остров Атлантиду вместе со всеми людьми, которые слишком возвысились из-за своего прогресса, перестали видеть прекрасное, утратили нравственные качества. Такая же судьба уготована тем, кто решил, что с помощью денег может всё. Картина океана ужасна, она напоминает смерть, страшное бедствие и катастрофу. У читателя возникает ощущение трагичности, обреченности людей, которые покупают любовь, красоту и отношение к себе.

Интересен образ океана в финале рассказа. Тело господина из Сан-Франциско в ящике из-под дешевой минеральной воды на том же пароходе едет в могилу Нового Света. Шторм, который начался в океане, сравнивается с панихидой. Ветер свистит, вьюга бьется о снасти, волны покрыты траурной пеной. Казалось, что океан поет прощальную песню по усопшему миллионеру, который оказался бессилен перед стихией и природой. Некоторые литературоведы связывают шторм со значением гнева, наказания. Божья кара настигла тех, кто отказался от своей истинной природы, от желания видеть прекрасное. Господин из Сан-Франциско заменил нравственные ценности вещами, поэтому и изображен он как никому не нужная вещь с золотыми зубами и остатками жемчужных волос.

Океан — это символ настоящей жизни, страшной, эмоциональной, то бушующей, то спокойной. Люди, которые отдыхали на пароходе, не знали этой жизни. Они заменили естественность на фальшь. Окружили себя вещами, стараясь не замечать той, другой жизни. Миллионеры погрузили себя в роскошь, палубы были яркими, залитыми огнями, светом; звучала громкая музыка. Всё это заглушало то естественное и прекрасное, называемое настоящей жизнью. Люди не хотели видеть и замечать её, поэтому получили наказание — они не могут ощущать наслаждение от увиденного. А ведь именно за этим отправился господин из Сан-Франциско в свои уже пятьдесят восемь лет. Человек проиграл в своем противоборстве со стихией природы и оказался не на борту, а за бортом жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ капитана корабля в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»
  • Образ корабля в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»
  • «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (по рассказу Бунина «Господин из Сан-Франциско»)
  • В чём, по-вашему, трагедия главного героя рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»?