Образ капитана корабля в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»
c
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» глубоко символичен. Каждый образ, который возникает в сюжете, интересен и глубок. Он несет важное значение, помогающее определить позицию автора. Это и корабль, и океан, и капитан парохода, даже детализированное описание внешности главного героя.
В центре сюжета господин из Сан-Франциско, отправляющийся в путешествие, чтобы насладиться отдыхом и общением с подобными ему людьми. Для этого он выбирает пароход «Атлантида», который также символичен и передает схему буржуазного общества. Наверху власть и роскошь, деньги и высокомерие; внизу все те, кто обслуживает представителей элитного общества. И управляет всем этим капитан судна.
Его внешность схожа с идолом. Это рыжий человек огромного роста, физически сильный, уверенный, но сонный и медлительный. Люди, находящиеся на корабле, верят в него и признают своим командиром. Капитан, как и полагается богу, находится в рубке, на самой вершине «Атлантиды», и оттуда управляет машиной. Он редко появляется на палубах, к нему наверх вход тоже воспрещен. Все туристы верят в него, как и Бога, что он сможет сохранить их жизни.
Однако это лживая теория, потому что капитан не уверен в своих силах, и также, как и все, боится бушующего океана, эту природную стихию, способную смести все на своем пути, в том числе и этот пароход. Этот человек надеется на чудо-техники — телеграфный аппарат, находящийся в соседней рубке. Таким образом, это образ передает то, что люди вместо настоящего Бога выбирают идолов. Для многих, совершающих путешествие на этом пароходе, идолами являются деньги. Богачи верят в их власть и считают, что даже смерть сможет обойти их стороной.
В рассказе мы видим капитана два раза, в начале и финале рассказа. И оба раза автор называет его идолом. Оба раза на пароходе находится господин из Сан-Франциско, только меняются статусы главного героя. В начале пути он преуспевающий миллионер, считающий себя выше всех остальных. Он уверен в том, что достиг того, что возвышает его над другими. Мужчина едет в лучшей каюте, ест самые вкусные блюда, однако не все так, как хотелось бы этому джентльмену. Погода портит настроение, качка погружает в болезненное состояние, и никто, даже идол, не может изменить происходящее. Затем господин разочаровывается, испытывает злость, отчаяние, и внезапно умирает.
Обратный путь вновь на корабле «Атлантида». Тот же капитан везет его домой. Ничего не изменилось, только тело миллионера покоится в трюме, в самом низу парохода. Рядом с ним нет никого, кто оплакал бы его смерть, даже родные люди просто исчезают из его жизни. Выбрав ложный путь, дорогу безнравственности, морального опустошения, герой умирает, так и не осознав этого. А капитан продолжает вести судно, потому что таких же, как господин из Сан-Франциско, множество. Они идут по жизни, назначая себе идолами то, что неминуемо приведет к гибели не только их, но и всего общества.