Образ ростовщика в повести Гоголя «Портрет»


Ростовщик – один из центральных персонажей повести Н.В. Гоголя «Портрет». Во 2-ой части повести уделяется внимание жизни ростовщика, его деятельности, связанным с ним несчастным случаям и смерти. Во 2-ой части также уделяется внимание портрету ростовщика, которому уделяется внимание и в 1-ой части повести. Таким образом, читатель сначала знакомится с портретом ростовщика и только потом – с его личностью и особенностями деятельности.

Ростовщик жил в Коломне во время царствования Екатерины II. Ростовщик был южного происхождения, на что указывала «темная краска лица», но какой он был нации – неизвестно. Среди «пепельных» жителей Коломны ростовщик отличался внешне. Жившие тогда люди отмечали, что даже внешность ростовщика говорила о его сверхъестественности. В особенности выделялись у ростовщика глаза: «большие, необыкновенного огня глаза». Отцу художника Б. удалось особенно живо изобразить на портрете глаза ростовщика. Именно «необыкновенная живость глаз» была отличительной чертой портрета ростовщика.

Художник Б., рассказывая собравшимся на аукционе историю о ростовщике, отмечает, что герой был одни из тех «бесчувственных» ростовщиков, у которых «умирает в душах их всякое чувство человечества». Несмотря на то что ростовщик входил в часть таких ростовщиков, он имел отличительные особенности: он был «существом во всех отношениях необыкновенным». Художник Б. говорит о том, что он отличался от остальных ростовщиков способностью дать взаймы каждому человеку независимо от их материального и социального положения. Имея сундуки с деньгами, драгоценностями, бриллиантами и всякими залогами, ростовщик давал взаймы под огромные проценты.


Все те, кто получал деньги от ростовщика, умирали несчастным образом. Это и люди низких классов, и люди, занимающие в обществе высокое положение. Молодой аристократ, который был награжден высоким местом в обществе государыней, вдруг из человека, покровительствующего уму и таланту, превратился в преследователя ума и таланта. Благороднейший князь Р. из любящего красавицу мужа превратился в ревнивого тирана и мучителя.

Когда ростовщик был жив, окружающие люди были уверены, что в нем присутствует нечистая сила. Отец художника Б., видевший ростовщика, называл его дьяволом. Желая изобразить «духа тьмы», художник думал о том, чтобы изобразить ростовщика. Когда же отец художника Б. действительно нарисовал портрет, хоть и не закончил его, он внутренне изменился, стал эгоистичным и жестоким. Менялись и другие люди, во владении которых оказывался портрет. Как и хотел ростовщик, жизнь его «сверхъестественною силою удержалась в портрете». Умерев физически, ростовщик продолжил свои дьявольские дела при помощи портрета.

Пока решивший исполнить наказ отца избавиться от портрета ростовщика-дьявола художник Б. рассказывал историю собравшимся на аукционе, портрет исчез: его кто-то выкрал. Н.В. Гоголь показывает, что олицетворение зла осталось на свете, что еще немало людей пострадают от действий ростовщика, бессмертие которого выразилось в портрете.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Чарткова в повести Гоголя «Портрет»
  • Образ отца художника Б. в повести Гоголя «Портрет»
  • Образ художника Б. в повести Гоголя «Портрет»
  • Анализ повести Гоголя «Портрет»