Образ свиньи в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»


Особое место в гоголевской «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» занимает образ свиньи.

Вначале данный образ является внесценическим, так как он только упоминается в речи Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, не появляясь в повествовании как действующее лицо. Как внесценический образ свинья появляется уже во 2-ой главе, где раскрывается беседа героев, переходящая в ссору.

После того как Иван Иванович просит друга отдать ружье, а тот отказывает, Иван Иванович предлагает соседу обмен, говоря о том, что готов отдать бурую свинью. Хвалебные слова хозяина о свинье говорят о том, что Иван Иванович ценит имеющуюся свинью.

Иван Никифорович не соглашается на предложенные условия обмена, аргументируя это тем, что ему свинья совершенно не нужна, что за «черт знает что такое» он точно не отдаст ружье.


Образ свиньи не исчезает из повествования. Не оставляя попытки получить ружье, Иван Иванович предлагает не только свинью, но и два мешка овса. Такие условия обмена все равно не устроили Ивана Никифоровича. Вышедши из себя, герой нагрубил Ивану Ивановичу: «Поцелуйтесь с своею свиньею <…>».

Образ свиньи в данном диалоге между персонажами становится метафоричным. В процессе беседы, переходящей в спор, Иван Иванович косвенно называет соседа и друга свиньей, ведь он прекрасно знает, какой образ жизни ведет Иван Никифорович и какими внешними и внутренними характеристиками он обладает: полнота, ленивый образ жизни, любовь в жаркий день сидеть по самое горло в воде, а также городские сплетни, гласящие, что герой родился с хвостом. Фактически Иван Иванович не так явно, но сравнивает своего приятеля со свиньей, а тот уже называет Ивана Ивановича гусаком. В таком «обмене любезностями» видна отсылка к пословице «Гусь свинье не товарищ».

Однако данная пословица опровергается, так как, во-первых, Иван Иванович владеет свиньей, которая является метафоричным образом Ивана Никифоровича, а Иван Никифорович владеет гусиным хлевом с гусем, который является метафоричным образом Ивана Ивановича; во-вторых, главные герои на протяжении всего повествования демонстрируют наличие огромного количества сходств. Это подчеркивает, что гусь (Иван Иванович) свинье (Ивану Никифоровичу) все же является товарищем по мировоззрению.

Образ свиньи появляется в повествовании как действующее лицо в четвертой главе. Читатель узнает о том, что жалоба, которую письменно оформил Иван Никифорович, была украдена той самой бурой свиньей, которую Иван Иванович предлагал Ивану Никифоровичу за ружье. Свинья становится еще большим провокатором разногласий между бывшими друзьями.

Затем свинья вновь становится внесценическим персонажем, так как о ней только упоминается в речи других персонажей. За проступок свиньи, как отмечает пришедший к Ивану Ивановичу городничий Петр Федорович, должен отвечать ее хозяин. Свинья способствует возникновению новых поворотов в конфликте между главными героями и к еще серьезному характеру судебных разбирательств, которые возникли между ними.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Ивана Ивановича в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
  • Образ Ивана Никифоровича в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
  • Образ Миргорода в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
  • Образ лужи в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»