Особенности композиции повести Куприна «Гранатовый браслет»


Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» была написана в 1910 году и воспринималась современниками писателя как история безответной любви бедного человека к знатной даме, закончившаяся трагедией. На самом деле содержание произведения намного сложнее и глубже. Все средства, которые автор использует в произведении, работают на то, чтобы полнее раскрыть его идею, композиция является одним из основных.

Важной частью композиции повести является образ-символ, ставший названием произведения. Гранатовый браслет имеет свою историю, он взаимодействует с персонажами. Отношение к браслету определяет отношение героя к любви. Вера, рассматривая браслет, заметила огоньки, которые зажглись в гранатах, они напомнили ей капли крови. Николай Николаевич считает браслет идиотской вещицей, он обращает внимание в первую очередь на цену изделия. Для Желткова браслет – это семейная реликвия, самая ценная для него вещь.

Постепенно по ходу развития действия функция браслета меняется: из простого подарка на именины возлюбленной он превращается в символ огромной, самоотверженной любви, преображающей человека. Символично и то, что Желтков завещал украсить браслетом икону Богоматери, и он становится частью ее образа, который символизирует Божественную, жертвенную любовь.


Желтков постоянно ощущает связь с Богом, Богу было угодно сделать ему подарок в виде любви к Вере, обращаясь к ней в последнем письме, он адресует ей слова, взятые из молитвы «Отче наш». Сила и величие любви заключаются в ее жертвенности и бескорыстии. Браслет был для Желткова памятью о матери, он принес его в дар любимой женщине, в конце концов, украшение стало частью иконы Божьей матери.

Эпиграф также считается частью композиции, в «Гранатовом браслете» в качестве эпиграфа Куприн выбрал название любимого им произведения Бетховена. Попробуем соотнести композицию музыкального и литературного произведений. В первой части сонаты изображена светская жизнь, которая ассоциируется в сознании многих с мечтой о счастье. Тревожная мелодия, нарушающая восторг и сияние, напоминает о том, что все преходяще, и счастье, основанное на материальном благополучии, недолговечно. Первая часть повести Куприна рассказывает о благополучной супружеской паре Шеиных, но в противовес ей изображаются семейные отношения Фриессе. Муж Анну обожает, она же его терпеть не может, но родила двух детей, терпит, потому что супруг богат и глуп, то есть очень удобен.

Вторую часть сонаты наполняют скорбью ноты судьбы, во второй части повести появляется Желтков, которого судьба одарила любовью к Вере. Третья часть музыкального произведения вновь возвращает слушателя в богатые гостиные, где под светским лоском скрывается драма. Великая любовь-трагедия, о которой «грезят женщины», походит мимо Веры. Оплакав Желткова, она, скорее всего, вернется к прежней жизни, в привычный круг, где о настоящих чувствах давно забыли. В финале повести музыка Бетховена, которую Куприн назвал исключительным, единственным по глубине произведением, соединяет Веру и Желткова. Они любили друг друга «только одно мгновение, но навеки». Обращение к мелодии Бетховена способствует созданию образа идеальной любви, о которой рассуждал генерал Аносов.

Наиболее важными средствами композиции повести «Гранатовый браслет» относятся эпиграф и сам гранатовый браслет. Любовь, которую изобразил автор, является силой, преобразующей человека, возвышающей его духовно.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какую роль играет первая глава в повести Куприна «Гранатовый браслет»?
  • Почему повесть Куприна «Гранатовый браслет» начинается описанием пейзажа?
  • Приём параллелизма в повести Куприна «Гранатовый браслет»
  • «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться» (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)