Почему повесть Куприна «Гранатовый браслет» начинается описанием пейзажа?


Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», написанная в начале XX века, вот уже более ста лет не теряет своей актуальности. «Вечная» тема любви делает ее современной, заставляет задумываться, спорить, размышлять. Писатель показывает любовь, которая возносится над пошлостью, бездуховностью, становясь смыслом жизни и мерилом человечности. Чтобы полнее раскрыть идею произведения и донести ее до читателя, автор использует разные способы: это и особенности композиции, и художественные детали, и фигуры речи, и художественные приемы. Одним из таких средств является пейзаж, который помогает создать образ красивой, жертвенной любви.

Пейзаж несёт на себе огромную смысловую нагрузку, пейзажные зарисовки часто предвосхищают события, отражают внутренний мир, характеры персонажей, отношение к ним автора. Произведение начинается с описания природы, которая выглядит уныло и тревожно. Над морем и землей висел густой туман, из-за чего постоянно ревела сирена на маяке, внушавшая ощущение опасности. Рыбаки в таком тумане не могли найти дорогу домой, их трупы море выбрасывало на берег. Постоянно шел мелкий, нудный дождь, превращавший землю в грязь. Дул ураганный ветер, раскачивая верхушки деревьев и гремя железными кровлями.

В унылый пейзаж органично вписываются дачники, напуганные непогодой, которые спешно покидают свои дома. Бесконечные обозы, гружённые грязным, нищим скарбом, возвращались в город. Они производили жалкое, грустное впечатление, еще более печальный, унылый вид имели покинутые дачи. Куприн показывает изнеженность этих людей, неумение противостоять трудностям. Их нищенский скарб является отражением их бездуховности, бесконечные возы похожи друг на друга и производят удручающее впечатление. Они олицетворяют российское общество, пошлое, не способное оценить высокие чувства и не умеющее их испытывать. В дальнейшем содержание повести подтверждает эти мысли.


К сентябрю погода внезапно переменилась, наступили тихие, ясные, солнечные дни, деревья тихо роняли пожелтевшую листву, в воздухе летали паутинки. На фоне осеннего пейзажа, олицетворяющего умирающую природу, начинается действие повести о трагической любви.

Из всех героев повести только супруги Шеины и генерал Аносов умеют чувствовать, сострадать, хотя сами не способны на яркие, высокие порывы. Пейзажная зарисовка в первой главе плавно переходит в знакомство с княгиней Верой, которая не сбежала город вместе с остальными, теперь она радовалась солнечным дням. Правда, автор называет простую причину ее пребывания на даче: не закончен ремонт городского дома, и это удержало героиню на даче.

Тем не менее это довольно символично: только супруги Шеины к концу повести преображаются духовно. В начале повести к любви Желткова Вера не относится серьезно, ее раздражают его послания, она испытывает недовольство, получая их. Князь Василий смеется над влюбленным телеграфистом и даже нарисовал любовную историю в домашнем альбоме, где в комичном виде изобразил Желткова, который в конце комиксов умирает, завещая Вере пуговицы и флакон со своими слезами. В конце произведения Василий Львович с уважением относится к чувству Желткова, а Вера понимает, что мимо нее прошла любовь, «о которой грезят женщины».

Пейзаж предвосхищает события, образы, с которыми встречается читатель в дальнейшем. В унылом, бесчувственном обществе, как луч света, вспыхнула любовь Желткова. Она была недолгой, но оставила глубокий след в душе Веры. Куприн показал преображающую силу великой любви.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Особенности композиции повести Куприна «Гранатовый браслет»
  • Какую роль играет первая глава в повести Куприна «Гранатовый браслет»?
  • Приём параллелизма в повести Куприна «Гранатовый браслет»
  • «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться» (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)