Приём параллелизма в повести Куприна «Гранатовый браслет»


Повесть Куприна «Гранатовый браслет» можно назвать одним из поэтических, музыкальных произведений русской литературы XX века. Оно рассказывает о всепоглощающей, жертвенной, бескорыстной любви, которую автор называет трагедией, «величайшей тайной в мире». Над такой любовью не властны ни время, ни общественное положение, ни материальные блага, ни расчёт.

Чтобы наиболее полно раскрыть идею произведения, Куприн использует прием параллелизма, который помогает соединить изображаемые предметы и явления в единый образ. В «Гранатовом браслете» можно установить несколько параллелей. Эпиграфом к повести взято название сонаты Бетховена, которая отражает развитие действия литературного произведения. Соната имеет сходную с «Гранатовым браслетом» композицию. В первой части изображается светская жизнь с ее блеском, искушениями, удовольствиями. Она звучит как мечта о счастье, но в нее врываются тревожный мотив, предупреждая о недолговечности земного счастья, непредсказуемости событий. В повести спокойствие Веры Шеиной нарушает чиновник Желтков, который каким-то «неудобным клином» врезался в её жизнь.

Вторая часть сонаты передает мотив судьбы, близкой к трагедии. В повести появляется браслет с камнями, похожими на капли крови. В третьей части автор возвращается к светской жизни, которая под внешним блеском скрывает душевную драму. В повести происходят встреча с Желтковым, которая открывает супругам Шеиным его душу. Василий Львович видит ни с чем не сравнимое страдание, Вера Николаевна понимает, что ей встретилась любовь, о которой мечтают женщины.

Завершается повесть слиянием развязки литературного и музыкального произведения в одно целое, во время которого происходит катарсис. Вера Николаевна слушает мелодию Бетховена, и сами собой в ее голове складываются куплеты, которые завершаются словами «Да святится имя твое». Душа героини словно раздвоилась, она горько плакала и в то же время чувствовала небывалый покой от этих очищающих слёз. Вера словно слышала голос ушедшего Желткова, который говорил, что она может быть спокойна, он будет оберегать её от бед, в этот момент она любила его. Эта любовь длилась лишь мгновение, но след от нее остался в ее душе навсегда.


Еще одну параллель можно провести между судьбой Желткова и судьбой подаренного им Вере гранатового браслета. Открыв подарочную коробку, героиня увидела ювелирный футляр, в котором лежал низкопробный браслет с плохо отшлифованными гранатами. Когда в них отразился электрический свет, Вере показалось, что камни стали похожи на капли крови.

Свою судьбу украшение завершает в католическом храме, куда по просьбе Желткова унесла его квартирная хозяйка и повесила на икону Божьей Матери. Браслет становится символом жертвенной любви, и сам показывает отношение к любви персонажей. Николай Николаевич называет этот браслет идиотским, что характеризует его как холодного бесчувственного человека. Вера почувствовала трагедию, для Желткова эта вещь имела особое значение, украшение принадлежало его матери. Он подарил его своей возлюбленной, которую боготворил, затем передал в дар Богоматери. Таким образом, браслет совершил символический круг, поочередно став собственностью самых дорогих для Желткова женщин.

Судьба чиновника подобна судьбе гранатового браслета, который прошёл путь от низкопробной, идиотской вещи до символа великой любви. В начале произведения мы видим не то безумца, не то глупца, не то маньяка. Он вызывает раздражение, неудовольствие Веры, князь Василий смеётся над ним, делая его героем комиксов в домашнем альбоме. В конце произведения чиновник становится в один ряд с «великими страдальцами» Пушкиным и Наполеоном, любовь возвышает его над остальными персонажами.

«Гранатовый браслет» служит подтверждением того, что Куприн пытается найти личностей, обладающих высшим чувством любви, способных подняться над пошлостью и бездуховностью. Изобразить такой характер ему помогают средства художественной выразительности, в частности прием параллелизма.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Особенности композиции повести Куприна «Гранатовый браслет»
  • Какую роль играет первая глава в повести Куприна «Гранатовый браслет»?
  • Почему повесть Куприна «Гранатовый браслет» начинается описанием пейзажа?
  • «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться» (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)