Почему Жуковский начинает балладу «Светлана» с описания крещенского гадания?


Баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана» характеризуется рядом особенностей, одной из которых является прием внезапного начала. Автор сразу начинает повествование с описания сцены крещенского гадания, без классического знакомства с героями или вступления в виде общих рассуждений.

Поэт использует сказочный зачин («Раз в крещенский вечерок…» сродни привычному сказочному «жили-были» или «как-то раз») и переходит к основному действию. Деревенские девушки собрались погадать, чтобы узнать свою судьбу. Они пробуют все известные старинные методы: бросают за ворота башмак, отливают воск, прислушиваются к голосам за окном, опускают в чашу с водой драгоценности, поют подблюдные песни. Предвкушение праздника, восторг, смех, радость – вот те эмоции, которые переполняют персонажей. Так читатель сразу же становится невольным свидетелем сцены крещенских гаданий, его захватывает атмосфера шумного веселья, интересной игры.

Поэт как бы позволяет «подсмотреть» картину, не предназначенную для глаз посторонних, и читатель, увлеченный веселым действием и загадочной атмосферой, желает узнать, что будет дальше. Таким образом, прием внезапного начала помогает автору сразу же завладеть вниманием читателя, не утомляя его ненужными подробностями в самом начале.


Еще одна причина, заставившая поэта использовать данный прием, связана с самой историей создания баллады. Баллада, как известно, была посвящена племяннице и крестнице Александре Протасовой в качестве свадебного подарка. Прототипом Светланы послужила сама племянница поэта, а описанная история о верности и любви – неким напутствием ей в семейной жизни. Главная героиня баллады, поддавшись искушению, совершает мистический обряд и попадает в мир зазеркалья, и только ее безусловная вера, верность и нравственная чистота помогают ей выпутаться из беды. Поэт подчеркивает, что лишь любовь, верность и смирение помогут победить зло и служат ключом к семейному счастью. Таким образом, главную роль здесь играет не сам зачин, а последующее развитие событий. Это еще одна причина, почему В.А. Жуковский предпочел не использовать объемное вступление.

Наконец, внезапный зачин помогает воспроизвести большую легкость, придать больше динамики, образности, красочности. Естественное радостное настроение, мотив игры, веселый тон повествования переполняют балладу с первых же строк, минуя скучные описания в начале. Сюжет баллады построен по принципу движения от царства мрака к торжеству света, от кошмарного сна к солнечному утру, радостному пробуждению. Отягощенное дополнительными описаниями начало лишило бы поэта возможности сделать это естественно и легко, нагрузило бы ненужными эпизодами.

Таким образом, у Василия Андреевича Жуковского было, как минимум, несколько причин для того, чтобы начать балладу «Светлана» без пространственных описаний вначале. Это, в свою очередь, позволило оценить произведение по достоинству как критикам, так и простому читателю нескольких поколений.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Светланы в балладе Жуковского «Светлана»
  • Образы-символы в балладе Жуковского «Светлана»
  • Реальное и фантастическое в балладе Жуковского «Светлана»
  • Тема веры и верности в балладе Жуковского «Светлана»