Проблема преступления и наказания в рассказе Астафьева «Людочка»


Среди ряда проблем, которые ставит Виктор Астафьев в рассказе «Людочка», выделяется проблема преступления и наказания. Здесь мы видим несколько разновидностей преступления: уголовное, экологическое, нравственное. Такая совокупность возникла из-за нового времени, возникших обстоятельств.

В рассказе нет каких-то идеализированных героев, все персонажи — это обычные люди, воспитанные обществом. Ситуации, которые тоже здесь показаны, являются рядовыми для того времени. Тем не менее автор не остается равнодушным к этой истории, даже через пятнадцать лет она продолжает мучить его. Для него самым страшным является изменение духовного мира человека. Социальная среда убивала в личности нравственные качества. Неслучайно рассказ начинается со слов «мимоходом рассказанная история», то есть это было обычным явлением.

Своим произведением Астафьев хотел показать грехи человека, которые приводят к трагическим последствиям. Самое страшное преступление против личности. Жители городка спокойно воспринимают то, что происходит на улицах. Это кражи, грабежи, хулиганство, поджоги и даже изнасилования. Часто жертвами становятся те, кто не может дать отпор. Людочка, выросшая в деревне, не отличалась физической и душевной стойкостью. Мягкотелая и наивная, она не верила, что с ней может произойти что-то плохое, ведь Артемка-мыло обещал ей защиту. Но уголовник Стрекач, надругавшись над несчастной девушкой, перечеркивает ее дальнейшую жизнь, при этом закон не наказывает его.


Но преступник не только Стрекач. Артемка-мыло также совершает нравственное преступление. Он струсил, смалодушничал, не заступился за Людочку, которая нравилась ему.

Такими же отрицательными персонажами являются мать и Гавриловна. Женщины оказались равнодушны к горю девушки. Они не захотели понять, посочувствовать, просто поговорить и вместе поплакать. В результате именно это становится решающей точкой в принятии решения Людочкой. Но ведь она сама, воспитанной в такой среде, была равнодушной к другим людям. Только после произошедшей беды, ей вспоминается эпизод в больнице. Она вдруг осознает, что окружающие хотели не видеть мучений умирающего парня, потому что им было тяжело смотреть на это. Не исключением была и сама Людочка. Думая об отчиме, девушка понимает, что совсем не интересовалась его судьбой. А ведь он был совсем лишен детства, не умел показывать ласку.

Теперь же героиня получает заслуженное наказание. Ей приходится искупать грехи матери, отчима, Гавриловны и всех молодых людей городка. Только после смерти окружающие обратили внимание на девушку и поняли, как были равнодушны к ней. Плачет мать, заболела Гавриловна. И только отчим решается на наказание. Он не верит в справедливость закона, поэтому сам идет в парк и убивает Стрекача, тем самым восстанавливая справедливость. Действительно, местная милиция не смогла доказать вину Артемки-мыло, не стала заводить дело из-за смерти Людочки. Автор приходит к выводу, что только физическое наказание может быть действенным.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема равнодушия, утраты веры в человека в рассказе Астафьева «Людочка»
  • Проблема милосердия в рассказе Астафьева «Людочка»
  • Проблема отцов и детей в рассказе Астафьева «Людочка»
  • Проблема воспитания в рассказе Астафьева «Людочка»