Проблема воспитания в рассказе Астафьева «Людочка»


Среди множества проблем рассказа Виктора Петровича Астафьева «Людочка» можно выделить проблему воспитания. Именно от воспитания зависит, каким вырастет человек, какой характер у него сложится, и что будет с ним в дальнейшей жизни.

В тексте мы прослеживаем судьбу Людочку от рождения до гибели. Девочка была зачата в тот редкий день, когда ее отец был трезв, и на свет появился болезненный хилый ребенок. Дальше автор ограничивается фразой, что росла девочка, как «вялая придорожная» трава, до которой никому не было дела. По сути, воспитанием малышки никто не занимался. Вскоре отец Людочки сгинул, а его место занял отчим. Это совсем отдалило мать от дочери. В семье не было любви и ласки, каждый жил сам по себе, поэтому никто девочку не воспитывал. Это сказалось на ее образе жизни. Она росла замкнутой и одинокой, с подругами не играла, в школе училась на тройки. У нее не было какой-то определенной цели в жизни, потому что никто не привил ей любовь к какому-нибудь делу. Единственное, что хорошо делала Людочка, это работала. Всю свою недолгую жизнь она трудилась, как требовала того жизнь в деревне.


Последствия такого воспитания сказались на характере Люды. Она была молчаливой, мягкой, не могла постоять за себя и легко попадала под влияние других людей. Уехав в город, она оказывается в парикмахерской, где пожилой мастер Гавриловна, увидев трудолюбивую ученицу, с радостью взяла к себе в дом и взвалила на нее все домашние дела. Людочка считала, что ей крупно повезло иметь такого наставника, как Гавриловна. Девушке хотелось учиться у кого-нибудь жизни, и она выбрала квартирную хозяйку. Позднее она увидела, что не всё сказанное, подходит для нее. Например, пожилая женщина равнодушно говорит о трагическом случае, произошедшем с постоялицей и предлагает все забыть и не заявлять в милицию.

Отсутствие воспитания сыграло роль и в том трагическом случае, который произошел с Людочкой. Она не боялась ходить через парк, хотя прекрасно знала, что там собирается местная шпана. Об осторожности в детстве ее никто не предупреждал. Девушка становится жертвой насильника и не знает, как теперь дальше жить. Она ощущает себя беззащитной и одинокой.

Последствия оказались трагичны. Людочка не может быть ласковой и открытой. Она держит горе в себе, не рассказывая о своих чувствах ни Гавриловне, ни матери. Конечно, они, более опытные женщины, могли бы сами поговорить с девушкой, но их мировоззрение не позволяло этого сделать. Мать встречает дочь у порога, видит ее нравственные муки и воспитывает в ней терпение. Для взрослой женщины, которая всю жизнь прожила в деревне и заботилась только о том, как бы прокормить семью и угодить мужу, главным было женское терпение. Но Людочке сейчас нужно было другое. Воспитывать теперь ее было поздно. Она уже выросла и стала личностью, слабой, беззащитной, мягкотелой. Тем не менее она принимает твердое решение — уйти из жизни. Девушка понимала, что дальнейшая жизнь ее будет складываться не менее страшно. Противостоять похожим обстоятельствам она бы просто не смогла.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема равнодушия, утраты веры в человека в рассказе Астафьева «Людочка»
  • Проблема преступления и наказания в рассказе Астафьева «Людочка»
  • Проблема милосердия в рассказе Астафьева «Людочка»
  • Проблема отцов и детей в рассказе Астафьева «Людочка»