Проблематика комедии Фонвизина «Недоросль»


Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» поднимает общественные проблемы. Некоторые из этих проблем были актуальны для того времени, некоторые из них актуальны по сей день.

На протяжении всего повествования ярко звучит проблема помещичьего произвола. Семейство Простаковых и Скотинин пользуются своим дворянским положением и издеваются над крепостными крестьянами. Отрицательные персонажи привыкли к жизни за счет деятельности слуг. Они берут у них все, отбирают даже самое последнее. Простаковы и Скотинин не уважают крестьян, считая, что им позволено оскорблять их и даже применять к ним физическую силу. Крестьяне лишены каких-либо прав и свобод, их хозяева убеждены, что им позволено все что угодно. Д.И. Фонвизин, отсылая своего героя Правдина на защиту крестьян от помещичьего гнета, демонстрирует, что дворянам не позволено притеснять крепостных.

Демонстрируя жестокое отношение дворян к крестьянам, драматург поднимает актуальную для того времени проблему – проблему крепостного права. В комедии ярко показывано, что крепостное право приводит к неблагоприятным результатам не только крестьян, которые оказываются угнетены хозяевами, но и властьимущих, которые пользуются чужой деятельности и не развиваются самостоятельно. Невежество, необразованность, корысть, скупость, жестокость, свойственные дворянам, – все это следствия крепостного права. По мнению драматурга, крепостное право делает рабами не только крестьян, но и их хозяев.


Важное место занимает проблема воспитания и отсутствия надлежащего воспитания. Митрофанушка и Софья – представители молодого поколения. Казалось бы, они должны иметь множество сходств, однако это далеко не так. Различия между персонажами связаны с родительским воспитанием. Если Софья воспитывалась в соответствии с честью, достоинством, справедливостью и добротой, то родители Митрофанушки собственным примером учили его грубости, жестокости и несправедливости. Д.И. Фонвизин показывает, насколько велико значение воспитания в жизни каждого человека. От того, как родители воспитывают свое дитя, зависит формирование его внутренних качеств и его поведение. Автор показывает, что семейные ценности становятся ценностями каждого члена семьи.

Особое место занимает проблема образования. Если Софья читает книги и каждый день саморазвивается, то Митрофанушка отказывается учиться. Митрофанушка выражает свое отношение к образованию фразой «Не хочу учиться, хочу жениться». Родители Митрофанушки потворствуют его лени и нежеланию учиться. Д.И. Фонвизин показывает, что положительные персонажи относятся к образованию положительно, так как понимают, что образованность ведет общество к лучшему. Отрицательные же персонажи не хотят получать образование и вообще не видят в нем никакого смысла и никакой пользы.

Таким образом, в фонвизинской комедии поднимаются следующие общественные проблемы: помещичий произвол, крепостное право, воспитание и образование.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным? (по комедии «Недоросль»)
  • Смешон или трагичен финал комедии Фонвизина «Недоросль»?
  • Говорящие фамилии и имена в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Тема барского произвола в комедии Фонвизина «Недоросль»