Проблематика повести Воробьева «Убиты под Москвой»


Война - событие, которое врывается в жизнь человека и меняет в ней абсолютно все. То, что прежде представляло ценность, становится бесполезным. В жестоких бесчеловечных условиях рушатся устои, сбиваются нравственные ориентиры. Война - тяжелое испытание. Именно об этом заставляет задуматься повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой». Какие же проблемы поднимает автор в этом произведении?

В первую очередь, следует отметить тот факт, что проблемы мирного времени не имеют отличия от тех, с которыми человек сталкивается на войне. Существенное отличие лишь в том, что в пылу сражения они стоят настолько остро, что от них нельзя скрыться. А проблемы эти извечные - героизм, гуманизм, предательство, долг. Именно их решает для себя главный герой повести, взводный Алексей Ястребов. Судьба каждого из этих молодых бойцов могла прийти только к двум диаметрально противоположным финишам - победе или смерти. Кажется, судьба всей России сконцентрировалась в этой битве под Москвой, в судьбе отдельно взятого курсанта.

А какой гуманизм сквозит в защите этих юных ребят, придавленных к земле воем приближающихся бомб, буквально вдавленных в нее. Курсанты не думали о спасении, они уверенно шли вперед, не задумываясь, что их там ждет. В их поступках не было расчета, как, к примеру, у майора, снявшего отличительные знаки и сбежавшего с передовой.


У бойцов не было времени думать о родине, о том долге, который необходимо ей отдать. Все мысли и ощущения перекрыло одно-единственное чувство - страх. И тот, кто сумел с ним совладать, - уже герой. А в остальных, поддавшихся всепоглощающему чувству страха, автор учит видеть обычных людей. Никто ведь не знает, как бы мы повели себя там. Поэтому и не имеем мы морального права их осуждать.

Автор с пониманием относится к тому факту, что герои боятся за свою жизнь, ведь это естественно и заложено в человеческой природе. Оно родилось вместе с нами и значится в заповеди «Не убий». Преодоление этой любви к человеку, не важно, к своему или к чужому, было еще мучительнее, чем борьба с собственной трусостью. Война отнимает самые лучшие наши качества: доброту, сопереживание, гуманность. Тот, кто до сих пор их испытывает, очень слаб на войне, не защищен. Ведь выбор - мы или они - приходится делать постоянно. Поэтому-то так трудно происходит перестройка сознания человека, выработка ненависти к противнику. И эти проблемы также поднимает автор на страницах повести.

Вернемся к оппозиции долг-предательство. Эта проблема стоит не только среди солдат, но и среди руководства. Капитан Рюмин старается скрыть от бойцов истинное положение дел. Растерянного, утратившего весь боевой дух генерала Переверзева он причисляет к контуженым бойцам, чтобы не раскрывать бойцам всей правды. Но курсанты все же узнают о том, как обстоят дела, от раненого солдата. Именно он рассказывает, что там, на фронте, полегло много наших ребят. Но есть и живые, которые вот так теперь и бродят по лесам.

Таким образом, можно отметить, что проблематика повести «Убиты под Москвой» Константина Воробьева многопланова, основные же из них - долг, гуманизм и предательство.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Смысл названия повести Воробьева «Убиты под Москвой»
  • «Это страшное слово «война» (по повести Воробьева «Убиты под Москвой»)
  • Какой смысл вкладывает Воробьев в открытый финал повести «Убиты под Москвой»?
  • Отзыв о повести Воробьева «Убиты под Москвой»