Проблематика рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»


Рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» учит нас делать моральный выбор в сложных ситуациях, руководствуясь совестью. На примере главного героя Вити мы видим, как важно поступать нравственно, не слушать аморальных советов «друзей».

Писатель поднимает много моральных проблем в рассказе: взаимоотношения разных поколений, воспитание детей, дружба, совесть, обман.

Главного героя воспитывают бабушка и дедушка. Понятно, что между ними возрастная пропасть, однако, благодаря любви и заботе они находят общий язык. Бабушка хоть и выглядит суровой, но хорошо заботится о внуке. Дедушка – мягкий и терпеливый человек. Он всегда поддерживает Витю, даже когда тот не прав. Его доброта и жалость воспитали и во внуке позитивные качества.


У мальчика нет братьев или сестер, поэтому он стремится дружить с соседскими ребятами. Они ему нравятся своей непосредственностью, силой и сплоченностью, несмотря на ссоры и драки. Витя понимает, что они часто поступают неправильно, но оправдывает это их бедностью. Но все же не все можно оправдать жизненной ситуацией. Санька, второй сын дяди Левонтия, проказничал, а чтобы избежать наказания, обманывал. Этому умению он решил научить и Витю. Случилось это на увале, когда они собирали землянику. Санька подбил Витю ослушаться бабушку и съесть все ягоды. А чтобы его не ругали, Санька дает «дружеский» совет: положить траву в туесок и насыпать сверху немного земляники. Однако потом сам же начинает его шантажировать, что обо всем расскажет Катерине Петровне, если он не принесет ему калач. Витя понимает, что невелика цена такой дружбе. И ему становится стыдно перед бабушкой еще больше прежнего.

Чтобы не показаться трусом и ради дружбы с соседскими ребятами, Витя идет на обман. Он думает, наверное, что это стоит такой жертвы. Но потом оказывается, что друзья думают только о себе, о том, как «цапнуть» себе еды. В этом есть и вина их родителей – Левонтия и Васены. Автор так показывает проблему воспитания. Дети Левонтия не получили правильного воспитания, потому что отец много пил, ностальгировал по вольной жизни в море, а мать имела мягкий характер. Санька не раз хвастался, как легко может отделаться от наказания Васены слезами и обещаниями.

Витя знал, что так не получится провести его бабушку. Она всегда требовала от него отчет за дела. Но так же она проявляла к внуку милосердие. Например, она дала ему пряник после того, как отчитала за обман. Ее метод воспитания можно назвать методом кнута и пряника.

Благодаря воспитанию бабушки и дедушки главный герой рос порядочным человеком. И хотя иногда он оступался, но делал правильные выводы, потому что у него были хорошие учителя. Даже спустя много лет герой помнил их науку, и тот бабушкин пряник, ставший для него символом прощения и доброты.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Характеристика детей дяди Левонтия в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой»
  • Пересказ фабулы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»
  • Отзыв о рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой»
  • Уроки доброты и нравственности в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой»