Проблематика рассказа Куприна «Гамбринус»


Рассказ А.И. Куприна «Гамбринус» написан в 1907 году, в переломное время, которое ознаменовалось русско-японской войной, революцией 1905 года, восстаниями и бунтами. Писатель на тот момент общался с самыми разными людьми, потому что ему приходилось работать и в цирке борцом, и журналистом в газете, и мастером на заводе.

Проблемы, которые автор поднимает в произведении, были актуальны и охватывали самые разные слои общества. В центре повествования музыкант Сашка, еврей со внешностью «плешивой обезьяны». Его талант огромен и признан. Он поет в Гамбринусе, пивной, куда стекаются моряки, портовые грузчики, пьяницы и скандалисты. Все посетители любят Сашку и просят сыграть ту мелодию, которая трогает их в тот момент. В трудные моменты они готовы вступиться за скрипача и закрыть собой.

Однажды у бедного музыканта возник конфликт с агрессивно настроенными людьми, представителями новой власти. Сашка не испугался и назвал сыщиков «убийцами», к тому же ударил Мотьку Гундосого своей скрипкой. На улице еврея поймали и повели в отделение. Свидетели этого ареста поняли, что живым они музыканта больше не увидят. Однако он смог вернуться, только рука его была изуродована. Стало понятно, что играть на своей любимой скрипке он не сможет. Но талантливый скрипач не сдался судьбе. Он взял губную гармошку и начал исполнять мелодии не хуже прежнего. Автор раскрывает свою авторскую позицию так: ничто не способно убить настоящее искусство. Поэтому проблема бессмертия искусства — одна из главных в рассказе.


Вторая, не менее значимая проблема — бессмысленность бунтов и революций. Куприн считал, что с помощью насильственного смены власти, восстаний и погромов нельзя прийти к миру и благополучию. В этом произведении все погромы происходят очень жестоко, подло. Люди упиваются своей властью и безнаказанностью. Они готовы убить любого, кто встретится им на пути. Так, жертвой становится маленькая собачка Сашки Белочка. Пьяный каменщик, не задумываясь, жестоко расправился с собакой.

Восставшие грабят дома невинных людей, заставляют петь гимны, убивают и унижают простых жителей, которые ни в чем не виноваты. Бандиты ведут себя нагло и подло: кладут ноги на сиденья, плюют, требуют исполнять их прихоти.

Из этой проблемы появляется новая — расовая дискриминация. Автор говорит о том, что в первую очередь старались уничтожить людей еврейской национальности. Он показывает, как унижают и обижают евреев. Их называют «жидами». Именно Сашку отправляют на русско-японскую войну, так как он был евреем. Мадам Иванова говорит об этом, считая, что возраст музыканта не подходит для отправки на фронт. На тот момент скрипачу было 47 или 49 лет. Добиться правды он не может, потому что его просто не слушают, обращаются крайне грубо.

Эти проблемы актуальны и в наши дни, и решение, которое предлагает Куприн, тоже остается неизменным. Нужно быть добрее, чище, милосерднее друг к другу. И поможет в этом настоящее искусство, способное объединить самых разных людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Новое и традиционное в изображении главного героя рассказа Куприна «Гамбринус»
  • Знаком ли вам тип такого человека, как Сашка? (по рассказу Куприна «Гамбринус»)
  • Гуманистический пафос рассказа Куприна «Гамбринус»
  • В чем трагизм судьбы главного героя рассказа Куприна «Гамбринус»?