Простота и сложность романа Гончарова «Обломов»


Роман И.А. Гончарова «Обломов» довольно оригинален, так как является одновременно и простым, и сложным.

Простота проявляется в том, что в романе отсутствуют яркие сюжетные перипетии и яркие внешние конфликты. Композиция гончаровского романа тоже весьма проста. Образ Ильи Ильича Обломова ярко противопоставлен образу Андрея Ивановича Штольца; образ Ольги Сергеевны Ильинской резко противопоставлен образу Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Язык гончаровского романа довольно прост и лаконичен, само произведение не слишком объемно, оно интересно, его легко читать.

Однако внешняя простота романа соединяется с его внутренней сложностью.

Сложность заключается в психологизме романа. Автор особое внимание уделяет внутреннему миру своих персонажей. Центральный персонаж –настолько противоречивая личность, что его нельзя назвать положительным или отрицательным персонажем, ведь он имеет как положительные, так и отрицательные качества.


Сложность заключается также в том, что в повествовании вместо внешнего конфликта присутствует внутренний конфликт. Воспитанный традициями Обломовки Илья Ильич переезжает в Петербург, чтобы добиться успехов на службе. По сути он идет против самого себя, однако потом опускает руки и возвращается к тому тихому и спокойному образу жизни, который преследовал его в Обломовке. Когда главный герой влюбляется в Ольгу Ильинскую, он вновь идет против самого себя, пытаясь привлечь внимание возлюбленной и обрадовать ее. Но вскоре он понимает, что не может и не хочет отказываться от прежнего образа жизни, который успел стать для него идеалом.

Роман был бы прост и ничем не примечателен, если бы Обломов был показан как статичная личность, которая с самого рождения была подвержена лени и апатии. Но И.А. Гончаров показывает, что это далеко не так. Обломов был любознательным мальчиком, но родительское потворство и воспитание в целом, обстановка сонной Обломовки меняли характер Ильи Ильича, который сначала имел какие-то жизненные цели, а потом в них полностью разочаровался. И.А. Гончаров показывает причины «обломовщины», а не только ее результат. Автор показывает роль той среды, в которой растет и воспитывается человек.

То, что вокруг образа Обломова возникла полемика между литературными критиками, говорит о сложности романа, о возможности трактовать как образ, как и авторский замысел по-разному. Споры у критиков возникают и по поводу таких персонажей, как Штольц и Ольга Ильинская. И.А. Гончаров во многих эпизодах использовал прием умолчания, несмотря на их логическую завершенность.

Раскрывая образ Обломова как типичный образ, раскрывая «обломовщину» и ее причины, И.А. Гончаров обращается не только к индивидуальному характеру конкретной личности, но и ко всему русскому народу. Один образ олицетворяет многие национальные качества. Получается, что в романе повествуется не об одном человеке, а о целом классе. Это дворянско-помещичья среда, которая обречена на вырождение и гибель.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Обломов» как социально-психологический роман
  • Обломов как русский национальный тип (по роману Гончарова «Обломов»)
  • Социально-историческое и вечное в характере Обломова (по роману Гончарова «Обломов»)
  • Споры вокруг образа Обломова (Добролюбов, Дружинин, Овсяников-Куликовский, Лосский, Пришвин)