Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Портрет»


В повести Н.В. Гоголя «Портрет» слилось воедино реальное и фантастическое.

Сюжет всей повести связан с фантастичным портретом ростовщика, из-за которого с людьми происходят значительные изменения. Художник Б. рассказывает несколько конкретных примеров воздействия портрета ростовщика на жизни и характеры богатых, влиятельных и знаменитых людей, говорит, что таких ситуаций среди представителей простого народа было еще больше. Первая часть повести, где рассказывается о жизни Чарткова, –свидетельство фантастичного влияния портрета ростовщика на человека. Каждый человек, имеющий дело с портретом ростовщика, сталкивается с искушениями, после чего внутренне меняется, из одного человека превращаясь в совершенно другого человека.

Сам образ ростовщика является фантастичным. Автор наделяет его дьявольскими чертами, каждый раз подчеркивая их. Каждый человек, получивший деньги от ростовщика, сталкивался с несчастным случаем. Н.В. Гоголь фактически иллюстрирует, что ради денег люди продают свою душу дьяволу.


Несмотря на то что фантастических явлений в повести много и они являются сюжетообразующим элементом, в повести отображена реальная действительность. Стоит отметить, что вторая редакция повести, в которой наблюдается большое количество изменений, более реалистична, чем первая редакция, в которой фантастических элементов в несколько раз больше.

В повести отображены реальные место и время действия. Местом действия является Петербург. В первой части показано, как Чартков из «лачужки на Васильевском острове» перебирается в квартиру на Невском проспекте. Во второй части особое внимание уделяется такой части Петербурга, как Коломна. Упоминается в повествовании Италия, реально существовавшая Академия художеств. Ростовщик, автор его портрета и частично художник Б. живут во времена правления Екатерины II. Н.В. Гоголь специально добавляет реальные временные и пространственные элементы, чтобы подчеркнуть мысли, важные для существования в реальном мире.

Реальное в повести заключается в темах и проблемах: борьба Добра и Зла, столкновение искусства и ремесла, истинное предназначение творца, чистота души и творческих помыслов. Н.В. Гоголь высказывает свое мнение, заключенное в том, что настоящее искусство – это самостоятельные, оригинальные, ни от кого не зависящие произведения, созданные человеком с чистой душой, который не подается никаким искушениям и полностью отдается искусству. Если в первой редакции особо явно звучит мысль о дьявольском вмешательстве в судьбу Чарткова, то во второй редакции подчеркивается мысль о том, что Чартков самостоятельно губит свой талант, оказавшись во власти денег и славы, что фантастический портрет ростовщика только подтолкнул Чарткова к решению, по какому пути ему идти, а дальнейшая жизнь и отношение к творчеству зависели только от него самого.

Появление в Коломне ростовщика не фантастично, ведь жители Коломны были бедны, поэтому они были готовы на многое, даже больше: если бы это было возможно, они действительно были готовы продать свою душу дьяволу, чтобы получить деньги на пропитание и минимальное проживание. Продать душу дьяволу хотели и люди, стремящиеся к материальному достатку и славе, которые действительно существовали и существуют до сих пор в реальном мире. Н.В. Гоголь осудил вполне реальное творчество ради прибыли и славы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Актуальность повести Гоголя «Портрет» в наши дни
  • Роль эпизода о жизни в Коломне в повести Гоголя «Портрет»
  • «Желание денег заглушает разум...» (по повести Гоголя «Портрет»)
  • Отзыв о повести Гоголя «Портрет»