Роль пейзажа в повести Пушкина «Станционный смотритель»


В повести «Станционный смотритель» как такового описания пейзажа не было. Вся жизнь смотрителя проходила на станции, в его доме. Именно описанию этой «домашней» обстановке автор и уделяет особое внимание. Он это делает каждый раз, когда хочет передать настроение или состояние души старого смотрителя Самсона Вырина.

Еще до того, как его дочь Дуня вместе с молодым гусаром покинула станцию, домашняя атмосфера была идеальной. Все лежало по своим местам, а на окнах красовались цветы в различных горшках. Это создавала такой уют, и несло такую душевную теплоту, что рассказчик очень полюбил это место. Ему очень нравились и сами хозяева. Самсон Вырин и Дуня всегда были рады любому приезжему.

Однако, после того как девушка в погоне за «красивой» и богатой жизнью убежала от отца смотрителя, вид дома как внешне, так и наружно сильно изменился. С окон навсегда пропали горшочки, потому, что цветы, нуждающиеся в постоянном уходе, завяли. Комната казалась серой и мрачной. Да и вид самого смотрителя сильно изменился. Всего, за каких-то несколько лет, мужчина сильно постарел. Было видно, что он постепенно начал злоупотреблять алкогольными напитками.


Побег Дуни и полная неосведомленность о жизни и дальнейшей судьбе дочери, действовали на мужчину разрушительно. Он перестал любить жизнь, а вместо этого начал волочить жалкое существование. Вместе с дочерью ушла вся радость, а вместо нее пришла некая скорбь. Картины на библейскую тему о блудном сыне служили дополнением к мрачной обстановке в доме. Они напоминали Самсону о «неожиданном поступке» дочери и подталкивали мужчину к негативным мыслям.

В конце истории, очень символичным стало то, что рассказчик упоминает о кладбище. Именно это место является итогом жизнедеятельности каждого человека. Именно там, у могилы своего отца Самсона и оказывается сбежавшая Дуня. Она вернулась. Вернулась, чтобы познакомить деда с внуками, чтобы рассказать, как жила все эти годы. Возможно, ее внезапное появление не было заранее запланировано, а может она этого, так же как и отец, очень долго ждала. Конечно она приехала, чтобы просить прощения. Она надеялась, что отец поймет ее неожиданный порыв, и видя что у дочери все хорошо сменит гнев на милость. Победителей не судят.

Однако «непокорной дочери» пришлось столкнуться с непоправимым. Отца давно похоронили, а она даже не знала о его смерти. Автор уже не описывает ни дома, ни обстановке в комнате. Читатель никогда не узнает, стоят ли теперь горшки с цветами на подоконниках. Пушкин сразу показывает итог многолетнего безразличия и страха девушки. Кладбище, могилка, холмик… Все просто и в то же время немыслимо тяжело. Женщина, вместо радости и счастья от встречи испытывает скорбь. Именно та скорбь и мрак навсегда поселились в комнате смотрителя в ее отсутствие.

Вот так при помощи обстановке в комнате и небольших описаний пейзажа, автор выделил моменты счастья и большой человеческой трагедии.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Нравственная проблематика повести Пушкина «Станционный смотритель»
  • Актуальность повести Пушкина «Станционный смотритель»
  • Как вы думаете, о чем плакала Дуня? (по повести Пушкина «Станционный смотритель»)
  • Сопоставительный анализ истории Дуни с притчей о блудном сыне