Романтизм поэмы Лермонтова «Мцыри»


Романтическое произведение обладает рядом специфических черт. Традиционно в таких произведениях внимание сконцентрировано на главном герое, на том, что составляет предмет его мыслей и переживаний. Главным же принципом становится изображение названного героя в обстоятельствах, отличных от обычных. Попав в подобную ситуацию, герой бунтует, и изображение этого протеста является главной задачей автора романтического произведения. На внешние детали и факты он кидает лишь беглый взгляд.

Поэму Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» относят именно к романтическим произведениям. Посмотрим, какие же черты этого творения соответствуют обозначенным выше признакам.

Начнем с того, что Лермонтов выбирает местом действия монастырь на Кавказе. Описывая душные стены темницы Мцыри, автор противопоставляет им величественные горы, бурлящие речные потоки, непроходимые леса. Стоит отметить тот факт, что Кавказ всегда был и остается символом свободы. Именно к ней и стремится главный герой поэмы.

Необычность героя, названная одним из признаков романтического произведения, также заметна у Лермонтова. О его жизни мы практически ничего не знаем. Как он рос, какое получил воспитание - этого автор не говорит. И даже портрета Мцыри Лермонтов нам не дает. Вместо этого он делает акцент на тех трех днях, которые он провел на воле после своего побега из монастыря. Этот момент наиболее важен, ведь именно тогда и раскрывается настоящая натура Мцыри. Он не согласен дальше мириться со своим положением.


Удивительно, откуда герой мог узнать о вольной жизни, ведь в монастырь он был привезен совсем маленьким. Видимо, желание свободы и отсутствия запретов идет из его души, оно заложено было в ней с рождения.

Романтизм делит мир на две противоположные стороны. И эту его черту мы также находим в произведении М.Ю. Лермонтова. Главный герой готов принять этот мир только по максимуму. Он убежден в том, что жить можно только на свободе. Мцыри до конца верен своим убеждениям. И губят его не раны, полученные в схватке с барсом, а осознание того, что снова придется продолжать существование в тесной и душной темнице.

В этом его стремлении мы можем отметить и еще одну черту романтизма. Монастырь Мцыри, впрочем, как и сам Лермонтов, воспринимал как неестественную для человека среду обитания. Это самая настоящая темница для вольного духа главного героя. В конце поэмы Мцыри обретает долгожданную свободу, правда, уже не в этом мире. К слову говоря, смерть заглавного персонажа также является традиционным признаком романтических творений.

Черты романтизма можно отметить и на композиционном уровне. Все повествование сосредоточено на одном эпизоде, который становится самым важным. О нем мы узнаем из исповеди главного героя. И такой прием также характерен для романтических произведений. Ключевым же становится эпизод схватки с лесным хищником. В нем Мцыри раскрывается совершенно с иной стороны: он смел и отважен, бесстрашно вступает в бой, демонстрируя сильную натуру, которая досталась ему от предков. В монастыре проявить ее он не мог.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Авторское отношение к Мцыри (по поэме Лермонтова «Мцыри»)
  • Анализ эпизода боя с барсом (по поэме Лермонтова «Мцыри»)
  • Мцыри – любимый идеал Лермонтова (по поэме Лермонтова «Мцыри»)
  • Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме Лермонтова «Мцыри»