Русская интеллигенция в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»


Многие персонажи сборника рассказов С.Д. Довлатова «Чемодан» являются представителями интеллигенции. Писатель демонстрирует сущность интеллигенции без каких-либо прикрас.

С.Д. Довлатов показал, что многие интеллигенты только формально принадлежали к данному классу, морально же они были далеко от нравственного значения слова «интеллигент». Такие люди занимались умственным трудом, были связаны с областями науки и культуры, однако у них отсутствовали какие-либо высокие душевные побуждения. Эти люди думали лишь о своем положении, гордились принадлежностью к интеллигенции, но они были неискренни и непорядочны.

Например, Шлиппенбах, который решил снять фильм, позвав на главную роль Сергея Довлатова, в разговоре с главным героем говорит следующее: «Я сам интеллигентный человек». Шлиппенбах причисляет себя к числу интеллигентов, говоря при этом, что интеллигентных людей очень мало. Шлиппенбах выделяет себя из окружающих, подчеркивая свою принадлежность к интеллигенции. Он утверждает, что не нужно «отдавать свои лучшие годы пошлой журналистике», что нужно заниматься «настоящей творческой работой». Однако чем занимается Шлиппенбах? Задумав снять фильм, который раскрывал бы пороки «пошлой советской действительности», сам Шлиппенбах демонстрирует свою подчиненность этой «пошлой советской действительности». Шлиппенбах, как и другая «интеллигентнейшая женщина» Галина, распивают алкогольные напитки, хотя в планах Шлиппенбаха было показать пьянство советского народа.


Обращаясь к теме русской интеллигенции, С.Д. Довлатов поднимает проблему эмиграции. В рассказе «Поплиновая рубашка» рассказчик Сергей Довлатов говорит о том, что об «израильском вызове» «мечтал любой интеллигент», «даже если не собирался эмигрировать». С.Д. Довлатов показывает, что многие интеллигенты не могли мириться с абсурдной советской действительностью, поэтому они были вынуждены эмигрировать.

Главный герой Сергей Довлатов не соглашается эмигрировать вместе со своей женой. Он признается: «Трудно сказать, почему я решил остаться. Видимо, еще не достиг какой-то роковой черты. Все еще хотел исчерпать какие-то неопределенные шансы. А может, бессознательно стремился к репрессиям». И здесь же выражается важная мысль относительно интеллигенции: «Грош цена российскому интеллигенту, не побывавшему в тюрьме...». Это показывает, что настоящий интеллигент будет бороться за собственную свободу выражения, даже если ему придется оказаться в репрессиях. Здесь же показано, что за свободу слова интеллигентам приходилось платить физической свободой, что в те времена интеллигенты подвергались притеснениям.

То, что главный герой сборника рассказов, все же эмигрировал в США, говорит о трагичности тех людей, которые не только по образованию и деятельности, но и по духовному и нравственному облику считались интеллигентами, ведь они не имели возможности победить в борьбе за свободу выражения, поэтому вынуждены были эмигрировать.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ автора в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»
  • Образ гражданина в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»
  • Довлатов как культурный герой (по сборнику рассказов «Чемодан»)
  • Эпоха застоя в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»