Смысл фразы «ибо мы имеем пищу от земли» (по «Сказанию о белгородском киселе»)


«Сказание о белгородском киселе» – невероятная история о спасении белгородцев от печенег. Враги осадили город и ждали, пока его жители сдадутся, изнеможенные голодом. Горожан спас старец. Мудрец приказал выкопать два колодца, поместить в них кади с болтушкой и сытой. Когда все было сделано, люди позвали в город печенег. В обращении русичей, адресованном врагам и прозвучала фраза, которая сегодня стала афоризмом: «ибо мы имеем пищу от земли». На первый взгляд, смысл этих слов элементарный, но если задуматься, он оказывается гораздо глубже.

Толковать фразу «пленников» можно по-разному. «На поверхности лежит» ее прямое значение, известное каждому ребенку: земля дает нам пищу, необходимую для жизнедеятельности. На земле растут растения, живут звери птицы, в ее недрах есть вода и полезные ископаемые – все то, без чего человек не смог бы прожить. Вот и получается, что от земли «мы имеем пищу».

Тем не менее, без труда получить ее дары невозможно, кроме того, нужно время, чтобы вырастить урожай, собрать его. Об этом прекрасно знали печенеги. Старец решил обмануть их, показав, что белгородцев матушка-земля кормит уже готовой пищей, которая никогда не заканчивается. В «Сказании…» фраза приобретает волшебный смысл, ведь печенеги поверили, что осажденные жители черпают кисель прямо из колодцев.


Есть в словах старца и переносный смысл. Пища – это не только то, что мы едим. Она может быть также духовной. Духовную пищу дает нам родная земля. На Родине мы чувствуем зов предков, узнаем об их подвигах, из поколения в поколение передаем мудрость прадедов. Здесь наши семьи, друзья. Родные края хранят самые сокровенные и дорогие воспоминания. Это все питает силу духа человека. Духовная пища не менее важна для людей, чем обычная еда.

Сколько раз народы пытались отвоевывать друг у друга земли? И каждый раз люди защищали свою Родину. Зачем? Разве нельзя было сдаться, не проливая кровь, освоить новые земли? Я думаю, все дело в том, что чужая земля, не может стать полноценным источником духовной пищи. Так же было и с осажденными белгородцами. Они понимали, что сдавать город нельзя, ведь вместе с ним они потеряли бы и себя. Таким образом, фраза о земле была сказана не только для обмана врагов. Это крик души людей, которые понимали, что могли потерять самое дорогое.

Прочитав «Сказание о белгородском киселе» и подумав над словами белгородцев, я бы хотел продолжить фразу «ибо мы имеем пищу от земли». Думаю, ее следует закончить словами «и мы обязаны защищать, оберегать ее». К сожалению, сегодня не все помнят о том, что мы в долгу перед землей, поэтому для современных читателей фраза белгородцев должна стать напоминанием.

Упомянутая фраза многозначная. Прямой смысл, определяемый сюжетом, остается неизменным, а уже к нему каждый читатель прибавляет свои размышления и выводы. В любом случае слова белгородцев не позволяют нам забывать, какое место в человеческой жизни занимает матушка-земля.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ «Сказания о белгородском киселе»
  • Чем интересно современному читателю «Сказание о белгородском киселе»?
  • Образ старца в «Сказании о белгородском киселе»
  • Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?