Сочетание реализма и романтизма в повести Куприна «Поединок»


Повесть А.И. Куприна «Поединок» отличается тем, что в ней соединены черты таких литературных направлений, как реализм и романтизм.

От реализма повесть вобрала в себя реалистическое описание действительности. Во-первых, А.И. Куприну удалось достаточно подробно и точно продемонстрировать будни солдат и офицеров. Связано это с тем, что писатель сам несколько лет находился на службе, поэтому старался иллюстрировать в своем произведении реально происходившие эпизоды. Во-вторых, А.И. Куприну удалось показать пошлость армейской системы, ее ограниченность и жестокость. Писатель продемонстрировал, как большинство мужчин и даже женщин готово идти по головам ради достижения собственных целей, ради карьерного роста и улучшения собственной жизни. Причем во многих случаях эти люди не обладают должным умом или нравственными качествами.

Чертой реалистического направления является также то, что в повести нет четкого деления героев на положительных и отрицательных. Образ центрального персонажа неоднозначен, он имеет как достоинства, так и недостатки, он владеет как силой, так и слабостью. Даже офицеры, которые изображены жестокими, имеют свои положительные черты. Это позволяет продемонстрировать то, что в мире нет идеальных людей и нет людей, у которых нет ни одного достоинства. В образах можно найти реальных личностей, которые поступают так или иначе в зависимости от ситуации.


Романтические тенденции видны в первую очередь в образе Ромашова. Это отчужденный, одинокий, никем не понятый человек, который вынужден существовать в той среде, которая ему ненавистна. В образе Ромашова можно найти черты «лишнего человека», который находится в конфликте с окружающим миром. У Ромашова есть собственный мир, в котором он чувствует себя комфортно. В реальном же мире Ромашову тягостно, грустно, одиноко и тоскливо. Такое двоемирие – яркий признак романтизма. Ромашов чувствует себя счастливо лишь в собственном мире.

Спасается в своем собственном мире и другой персонаж – Назанский. Стараясь уйти от реальной действительности, он беспробудно пьет, за что и получает осуждения со стороны окружающих людей. Назанский умен и судит о жизни лучше, чем другие офицеры, которые осуждают Назанского за пьянство, не забывая при этом самостоятельно пропустить пару рюмок. Так называемое романтическое двоемирие можно обнаружить и при раскрытии образа подполковника Рафальского. Он скрывается в мире животных, которых любит и уважает больше, чем людей.

Образ Ромашова – это одно яркое сочетание реализма и романтизма. Как герой романтический, Ромашов чувствует свою непохожесть на окружающих. Он не понят средой, вступает с ней в своеобразный конфликт. Однако, как герой реалистический, Ромашов не может встать против существующей системы. Он не может изменить армейские порядки и сделать жизнь лучше. Ромашов сочетает в себе гуманность, отчужденность от жестокости и безволие и безропотность. Ромашов силен и одновременно слаб.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Авторская позиция в повести Куприна «Поединок»
  • «Это мой поединок с царской армией…» (по повести Куприна «Поединок»)
  • История создания повести Куприна «Поединок»
  • Кто виноват в гибели Ромашова? (по повести Куприна «Поединок»)