Тема крестьянства в поэме Есенина «Анна Снегина»


В поэме С.А. Есенина «Анна Снегина» особое внимание уделяется теме крестьянства. Стоит отметить, что два плана повествования в поэме соединяются воедино, так как личные судьбы людей тесно переплетены с судьбой целого народа.

С самого начала повествования показано, что крестьянство заинтересовано вопросом земель. Неудивительно, что главный герой, приехавший из Москвы, получает от крестьян такой вопрос: «Скажи: // Отойдут ли крестьянам // Без выкупа пашни господ?». Крестьян действительно интересует этот вопрос, потому что они устали от безземелья.

Другим интересующим крестьян вопросом становится вопрос о войне и ее целях. Фраза поэта Сергея о том, что Ленин – это крестьяне, говорит о том, что многие крестьяне пошли за Лениным, потому что он обещал бороться за то, чтобы крестьяне получили земли без какого-либо выкупа. С.А. Есенин показывает, что большинство крестьян поддержали революцию.

С.А. Есенин представляет русский народ с разных сторон, что позволяет сказать об объективности воссоздания народного образа. В повествовании выделяется три образа, которые относятся к крестьянскому слою: Прон Оглоблин, Лабутя и мельник.


Прон Оглоблин становится мятежником, своеобразным предвестником революции, который еще до начала революции призывал крестьян отобрать у Снегиных угодья. Через образ Прона Оглоблина автор поэмы показал муки, которые испытывали крестьяне из-за безземелья. Действия Прона окружающие оценивают по-разному: жена мельника считает Прона «драчуном, грубияном», который убил старшину, а мельник осознает, что Прон, помимо прочего, хотел защитить жителей своего родного села. Для Прона Ленин занимал важное место, а саму революцию он считал «великим счастьем».

В образе Лабути отражено безделие крестьянства. Лабутя ничем не занимается ради блага народа, лишь формально участвуя во всех событиях. Он не борется за благополучие народа, а лишь маячится где-то вдалеке, причисляя себе чужие заслуги. Таких людей называют приспособленцами, потому что они в любой, даже сложной ситуации, найдут собственную выгоду. И самое страшное, что именно такие лгуны и хвастуны становятся во главе советских коммун. С.А. Есенин показывает, что революционная свобода способствовала тому, что крестьяне стали думать о вседозволенности. Революция стала причиной появления нравственных пороков крестьян.

Мельник изображен светлыми красками. Он добр, искренен, открыт, дружелюбен, а самое главное – он трудолюбив. Именно в мельнике как представителе трудового крестьянства С.А. Есенин видит идеальное крестьянство. Делая положительным персонажем мельника, автор поэмы выражает мысль о том, что лучшее в крестьянстве – это нравственные качества, которые не позволяют совершать зло, ради чего бы оно ни делалось.

Как видно, раскрывая отрицательные черты, свойственные представителям русского народа, С.А. Есенин не идеализирует русское крестьянство, несмотря на то что на протяжении всей своей жизни он подчеркивал свое крестьянское происхождение. Автор рисует крестьянство таким, каким оно было на самом деле: противоречивым.

С.А. Есенин, демонстрируя смерть революционера Прона и показывая, что к власти приходят подобные Лабуте, показывает, что революция не смогла привести крестьянство к желаемому счастью, что жизнь их не стала лучше, а лишь ухудшилась с морального аспекта. Все крестьяне оказываются жертвами войны и революции.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Художественное своеобразие поэмы Есенина «Анна Снегина»
  • Тема гражданской войны в поэме Есенина «Анна Снегина»
  • Отношение автора к Родине в поэме Есенина «Анна Снегина»
  • Как в поэме Есенина «Анна Снегина» показана новая власть?