Цитатный план рассказа Носова «Заплатка»
Советского писателя Николая Николаевича Носова можно назвать не только талантливым автором детской классической литературы, но и своего рода детским психологом. Ведь он как никто другой понимал мотивы поступков ребёнка. Один из его рассказов посвящён темам мужества, взросления и самостоятельности. Речь идёт о рассказе «Заплатка», который автор написал в 1941 году.
Для лучшего понимания текста, данное произведение можно представить в виде цитатного плана. Сам текст прост для восприятия, не разделяется на главы и рекомендуется к прочтению детям дошкольного возраста.
Для составления цитатного плана необходимо выделить условные главы в рассказе Н. Носова, которые будут соответствовать сюжету и определенным эпизодам. Рассмотрим следующим пример плана по «Заплатке».
1. Бобка и его «защитные» штаны.
Произведение начинается со знакомства читателей с главным героем - мальчиком по имени Бобка. У него было беззаботное детство, большую часть времени он проводил с ребятами во дворе. Когда у него появились зелёные штаны, он начал хвастаться ими перед сверстниками: «У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета». Разумеется, мальчику завидовали, а Бобке это очень льстило. Имея такие штаны, он представлял себя настоящим солдатом.
2. Неосторожность Бобки и наставление матери.
В один день главный герой чуть не лишился своей любимой вещи: по неосторожности, он зацепился штанами за забор и сделал в них дырку: «Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны». Расстроившись из-за своей оплошности, главный герой возвращается домой и рассказывает обо всём матери. Та, конечно, выслушивает сына, но не стремится его успокаивать. Поступок Бобки её разозлил, поэтому она наотрез отказалась помочь ему зашить штаны: «Сумел порвать, сумей и зашить».
3. Насмешки дворовых ребят и обиженный Бобка.
После разговора с матерью мальчик сразу выбежал во двор вместо того, чтобы пришить заплатку к штанам. Соседские дети посмеялись с него, потому что главный герой пытался просить помощи у матери, но не хотел браться за дело самостоятельно: «Солдат сам должен уметь всё делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить».
4. Неудачная попытка Бобки и желанный результат.
Собравшись с мыслями, мальчик решается взяться за шитьё. Изначально у него ничего не получалось: «Дело это было нелёгкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой». Результат его не устроил, потому что заплатка была пришита слишком криво, зато со второго раза главному герою удалось справиться с поставленной задачей, отчего ребята во дворе зауважали его ещё больше, говорили ему: «Сразу видно, что сам пришивал». С того дня Бобка стал более мужественным и самостоятельным, он получил новый опыт и перестал бояться трудностей.